Так легче выучить язык
Синь Синь учит русский язык, а я — китайский. Мы знакомы с ней с первого курса: ходили вместе на физкультуру. Она не хотела жить с китаянкой, хотела жить именно с русской девушкой. И хотя в нашем общежитии так не принято, мы попросили заселить нас вместе —и нам пошли навстречу. Синь Синь очень подробно и доступно объясняет мне грамматику китайского, исправляет мои ошибки. А я, к сожалению, не могу ей так же понятно объяснить правила русского.
Синь Синь живет в Красноярске уже четвертый год: перед поступлением она год изучала русский язык. Сейчас мы обе учимся на третьем курсе. Синь Синь очень активная. Всегда участвует во всех университетских мероприятиях и конкурсах.
За ее обучение в СФУ платят родители. На жизнь тоже дают деньги. Но Синь Синь и сама работает преподавателем китайского языка в школах и садиках. Она очень любит свою работу. Правда, иногда жалуется, что мальчики-ученики ее не слушаются. Я успокаиваю ее, говорю, что дети часто так себя ведут.
Мы общаемся на китайском и русском языках. Причем, мой китайский намного хуже, чем ее русский. Она говорит на русском достаточно хорошо. В бытовом плане у нас языкового барьера не возникает.
Особенности национальный уборки
Когда я только узнала, где буду жить, моя будущая соседка Синь Синь к тому времени уже заселилась в комнату. Она сказала мне, что везде убралась. Но когда я пришла посмотреть комнату, она не показалась мне чистой. После того, как я заселилась, у меня неделя ушла на то, чтобы все отмыть.
Когда был карантин, я уезжала на какое-то время домой, а когда приехала обратно, в комнате опять был бардак. Пришлось все снова убирать. А Синь Синь помогала мне, говоря при этом: «Я хочу встречаться с русским, поэтому я должна быть чистоплотной».
В общем, сначала Синь Синь убиралась не так тщательно, как мне хотелось. Но, я думаю, это обычная проблема для соседок в общежитии — у всех разные представления о чистоте. Сначала Синь Синь обижалась на меня за то, что я ей говорила убрать за собой и могла не разговаривать со мной после этого. Но сейчас она начала стараться, и теперь меня заставляет убираться чаще. Мы с ней поменялись ролями.
Была еще одна забавная ситуация. В Китае принято по дому ходить в сланцах или тапочках. Я даже расспрашивала Синь Синь об этом. В целом, ничего необычного, но моя соседка любила носить в квартире мои сланцы, в которых я хожу за пределами комнаты, то есть по коридорам. У нас, русских, так не принято — ведь грязь из коридора разносится по комнате. Поэтому я ее попросила так не делать. И Синь Синь прислушалась ко мне.
Огурцы в супе вместо картошки
У нас разные вкусы в еде. Синь Синь критикует меня за то, что я пью много кофе, говорит: «У тебя поэтому голова болит». Еще она критиковала меня, когда я в суп положила рис. Якобы, таким образом я его испортила. У них принято есть рис только как гарнир.
Сама Синь Синь не готовит на несколько дней вперед, как делаем мы. И еще у нее совсем другие блюда. Для нее нормально положить в суп огурцы вместо картошки. Пахнет это странно, конечно. Синь Синь часто ест лапшу, лепешки. Единственное ее блюдо, похожее на нашу обычную еду — сырный суп.
Кстати, Синь Синь очень любит русские роллы и суши. Я была в Китае на практике и знаю, что там очень мало где готовят вкусные суши. И выбор совсем не такой, как у нас. Еще у них в магазинах нет творожного сыра и других молочных продуктов. Большая часть китайцев не переваривает лактозу, они пьют только соевое молоко. Для меня это кажется очень странным. Здесь Синь Синь пьет молоко, ей оно очень нравится. А недавно я заметила, что она начала есть творог, хотя раньше не ела его совсем.
Мы готовим себе еду раздельно. Когда мы только заселились, она приготовила мне мое любимое китайское блюдо — жареный рис. Бывает, Синь Синь приходит с работы голодная и ест то, что я приготовила. Конечно, она мне предлагает свою еду, но мне такое не нравится. Все-таки китайские блюда очень необычные.
Мечты о светлой коже
Синь Синь сильно переживает по поводу тона кожи. У меня кожа светлее, чем у нее. Но я люблю загорать. Она не понимает этого, говорит мне: «Зачем? У тебя такая красивая кожа». Она хочет сделать себе операцию по изменению тона кожи.
Вообще, Синь Синь очень нравится русская культура. Она хочет знать о России все, интересуется историей. Постоянно у меня все спрашивает. Наверное, поэтому она очень хочет встречаться с русским парнем. Но пока ее желание не исполнилось.
Мы с ней хорошие соседи
Вряд ли мы могли бы стать лучшими подругами. Ведь мы не можем рассказать друг другу все. Все-таки мы разговариваем на разных языках. На бытовом уровне мы понимаем друг друга хорошо. Но в остальном может возникнуть сложность во взаимопонимании. Синь Синь не поймет по-русски, а по-китайски я объяснить не смогу. Поэтому мы с ней просто хорошие соседи. Проводим вместе время: ездим в магазины, кафе.
Вместе мы живем еще не так долго. Но, в целом, больших конфликтных ситуаций у нас не было. Я понимаю, что у каждого свои недостатки: друг к другу всегда нужно «притираться». Всегда можно договориться, найти компромисс. Сейчас я рада, что мы с ней соседки.
Беседовала Ольга Молосай специально для Newslab, фото из личного архива героини