Издатель: Data Becker
Жанр: RTS
«А теперь нечто совершенно другое»
Никому не известная игра от немецких разработчиков, удостоившаяся лишь краткого анонса на новостных лентах в июле прошлого года, была предложена мне провидением в форме продавца: «Тут замки рушить можно». Понятно, что от искушения разрушить что-нибудь в компьютерной игре отказаться трудно, ведь такая возможность нам предоставляется крайне редко. Обычно все провалы, разломы и проемы появляются по воле дизайнера, ведущего игрока через уровень. А тут – замки! Рушить! К тому же, в полном 3D (хорошая игра Stronghold тяжело вздыхает, потрясая двумерными оковами).
Впрочем, не успел игровой отдел редакции умерить взволнованные вздохи, как игра показала себя банальной, навязшей на устах, размазанной тонким слоем по тарелке… исторической стратегией в реальном времени, RTS. Причем не самого высокого пошиба и не слишком большого бюджета. Это стало хорошо понятно из несвязного вступления, беспомощных обучающих миссий, сравнимых по своей методической эффективности с уроком, который провел студент-троечник, и скучных пробежках в начале одиночной кампании. Было ясно, что дело происходит в средневековой Европе, но кто кем является, и как разобраться с огромным количеством кнопочек и пиктограмм, оставалось загадкой.
Впрочем, как выяснилось, то была просто присказка, потому что вскоре на наших электронно-лучевых (а кое-где и жидкокристаллических) экранах началась почти настоящая сказка. Во-первых, в отличие от большинства своих недалеких товарок, Castle Strike почти не обращает внимания на экономику. Ресурсы будут прекрасно добываться и накапливаться и без человеческого вмешательства, вы только обеспечьте крестьянам безопасность и укажите, какой ресурс из трех милее вашему сердцу.
Не будет игра чинить препятствия, жестко ограничивая максимальное число юнитов. Напротив - предоставит многочисленные апгрейды, провоцируя нанимать все новых бойцов. Ну, а теперь самое интересное: важно, что, даже имея огромное войско, нельзя тупо задавить врага живой силой. Войско растает, как снег на ладони.
О, чудо, дивный механизм
Авторы намеревались как можно точнее воспроизвести характер средневековых войн. Именно так: речь не идет об исторической достоверности игрушки, важен принцип, и надо признать, у Related Designs получилось создать уравновешенную систему функционирования игрового мира с универсальными, вполне логичными правилами.
Например, лучники, грамотно расставленные по периметру крепостной стены, будут неограниченное время сдерживать вражескую пехоту с лестницами. Потому что здесь все по-честному: и размеры, и прочность – солдатам никогда не расковырять стену мечами, необходимо оружие помощнее. И когда на подступах к вашему замку появятся катапульты и осадные башни, пара баллист и ударный отряд пикейщиков под предводительством героя будут лучшим ответом на инициативу противника.
Поклонники градостроения будут рады возможности самостоятельно построить замок из деталей, но больше всего игра понравится тем, кто в детстве любил играть… в солдатиков. Потому что они могут делать – что? Все, что угодно! Маленькие полигональные человечки (не стоит смотреть на них вблизи, хоть камера и позволяет, не у всех игроков крепкое здоровье) по правому щелчку мышки выполнят любой приказ: встанут на крепостную стену, заберутся в нужную башню, покатят баллисту, укроются за щитом; при необходимости снова вернутся в строй.
Да, их сложно организовывать. Пожалуй, это даже больший недостаток, чем абсолютно не интуитивное меню и неотличимые друг от друга строения. Но, по крайней мере, у каждого бойца есть три уровня агрессивности, и на самом пассивном из них его поведение отдаленно напоминает человеческое. Такая замечательная и редкая в RTS-краях штука, как строй, доступна только войскам, которые организуют группу (“становятся под стяг”) вместе с Героем.
Герои достойны отдельного упоминания. Это не просто средневековые терминаторы со здоровьем в 10 раз большим, чем у остальных юнитов. Яркие представители семейства буратиновых несут на себе Бремя Повествования Вымышленной Истории, а значит, постоянно участвуют в заставках на движке, снятых крупным планом и пугают домашних почем зря. Впрочем, все это придирки.
Castle uber alles
Castle Strike – игрушка, которой можно научиться и которую стоит терпеть. Потому что она способна подарить удивительный игровой опыт. Потому что, благодаря устройству внутренней механики игры, вспоминаешь: можно с выгодой использовать возвышенности ландшафта, даже каменные стены замка рушатся под каменным обстрелом катапульт и требушетов, лучники гибнут в мгновение ока в ловушке онагров и баллист, вражеские боевые машины можно захватывать и использовать вторично, крестьяне способны не только собирать ресурсы и чинить артиллерию, но также тушить пожар и даже кипятить смолу для приема незваных гостей.
Приятна демократичность игры, в ней нет глупых запретов: вертите камеру, как хотите, все же взрослые люди. Здесь много скриптовых событий, довольно линейные карты, но нет ощущения, что «дизайнеры принуждают нас идти сюда». Только ощущение дружелюбия и какого-то специфического уюта: наконец-то интересная RTS! Слоган “от геймеров и для геймеров” подошел бы к Castle Strike замечательно, объяснив наличие тонн мелких, отлично проработанных деталей.
…И только музыку в настройках лучше отключить, запустив в Winamp’е что-нибудь из Алана Стивелла…
Системные требования:
Минимальные: процессор Intel Pentium III 1.2 ГГц, 256 Мб оперативной памяти, 32-мегабайтный 3D-акселератор, 500 Мб на жестком диске
Рекомендуемые: процессор AMD Athlon / Intel Pentium IV 2,4 ГГц, 512 Мб оперативной памяти, 128-мегабайтный 3D-акселератор
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, GeForce 4 Ti4200 128 Mb
Влад Вавилов