Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Живу в машине, так что за жилье не плачу»: как красноярец стал дальнобойщиком в США

«Живу в машине, так что за жилье не плачу»: как красноярец стал дальнобойщиком в США

26.11.2021
68
Артем Волков

«Манили тамошние пейзажи»

Вместе с одногруппниками на третьем курсе я поехал во Флориду по программе Work and Travel — это была моя первая поездка за границу вообще. Было очень здорово. По возвращении в Россию я начал пассивно интересоваться Штатами: смотрел контент всякий на «ютуб». Мне интересно было, как мигранты из СНГ там строят свой быт, кем работают, а еще манили американские пейзажи.

С каждым годом алгоритмы «ютуба» работали всё лучше и лучше! Я начал смотреть всяких блогеров, а мысль поехать туда у меня возникла только весной 2019-го. Примерно полтора года я смотрел одного блогера, который выпустил серию роликов о своей работе на траке (так называется грузовой автомобиль в США). Он показывал все эти виды, как он и возит машины в различные уголки Америки. И я такой: Вау! Это круто! Это то, чем бы я хотел заниматься. Так я загорелся и начал планировать свою поездку, а решился уже к августу.

«Переживал, как отреагируют родители»

Я записался на интервью на получение визы во Владивосток, а в ноябре уже полетел ее забирать. Обычно визу дают на три года, но мне выдали на один. Потом я сразу начал учить английский: каждый день смотрел фильмы, пытался понимать на слух слова, изучал правила — вот это всё. Открыл долларовые счета в банке, обновил карточки.

В апреле 2020-го года началась пандемия, и решил всё это дело поставить на паузу. А когда уже к середине лета паника спала, решил, что можно ехать. Идеально было бы поехать в сезон трака — апрель или май. И тут я понял, что виза всего до декабря. Консульства не работают из-за пандемии, а продлить ее можно только в Польше. Но и там не всё так просто, поэтому я принял решение, что пока виза есть, надо ехать сейчас, либо уже никогда.

Родителям я сказал о своем решении в середине октября. Сильно переживал, как они отреагируют. Но отреагировали хорошо. Особенно папа. Он сказал: если чувствуешь, что нужно ехать, значит нужно. Если понимаешь, что это то, чем ты хочешь заниматься, никого не слушай.

В день, когда я ехал в аэропорт, было ощущение какой-то легкости и даже эйфории. На самом деле я очень хорошо отношусь к переменам. Я вообще за изменения, за спонтанные путешествия.

Главный плюс в работе дальнобоя в США — возможность путешествовать по всей стране

«Дальнобойщиком можно посмотреть всю Америку»

Была у меня детская мечта — побыть водителем трака, автобуса или большой машины. Ну и, конечно, потому, что это очень классная возможность посмотреть всю Америку: изъездить ее вдоль и поперек, посмотреть все штаты и понять, какая там жизнь. Когда ездишь, понимаешь что страна реально очень разная по людям, по климату, по природе, зарплатам, уровню жизни.

Вдобавок, это очень хорошая работа для старта. Инфраструктура грузоперевозок здесь отлажена. Отчасти потому что железнодорожный транспорт в Америке не так хорошо развит как в России, и 70-80 % груза перевозится именно на траках.

«Сон, работа — всё считает система»

Я занимаюсь тем, что перевожу по всей Америке автомобили на пикап-траке трейлером на три машины.

Просыпаешься. Завтрак. Умываешься. Спишь в траке: сзади есть матрас, если зима — оставляешь машину заведенной с печкой, если лето — с кондиционером. В целом, очень даже комфортно. Шумновато по первости, особенно когда рядом с тобой стоят такие же траки и гудят, но потом привыкаешь или ищешь более тихие места для парковки.

За тобой закреплен диспетчер, который ищет тебе заказы. Он скидывает всю информацию в программу, где ты видишь, откуда ехать и куда, и сколько за это платят. Можно попросить диспетчера, чтобы давали заказы на дальние расстояния или только на короткие, если хочешь каждый день загружать-разгружать новые машины. Это по деньгам немножко интереснее, но сильно отнимает время и выматывает.

Система фиксирует, сколько ты едешь, сколько ты спишь. На драйвинг выделено 11 часов движения, как только они истекают, ты должен сделать перерыв. Здесь очень много мест, где можно остановиться, заправиться, поесть сходить в душ, поиграть в бильярд. В некоторых штатах прямо на заправках есть казино, то есть здесь очень развита эта тема, и ты можешь хорошо провести свой досуг.

Сегодня ты колесишь по равнине, а через день вокруг уже горы

«Если где-то затупил, никто тебя не будет подрезать»

Многие спрашивают: страшно ли управлять таким огромным авто? Нет, не страшно, здесь главное себя ответственно вести: ты управляешь большим транспортом, который весит немало. Нужно не отвлекаться в дороге, следить за состоянием трака трейлера, чтобы всё было закреплено, чтобы нигде ничего не болталось. Тем более, за этим всем следит полиция, и они вправе остановить за любое нарушение: если у тебя это лампочка не горит, если с траком что-то не в порядке.

Дороги здесь хорошие, в основном прямые, ухоженные. Правила движения вообще очень простые. У нас в России висит знак, и ты должен знать, что он значит. Здесь же ты должен знать 2-3 знака, вся остальная информация расписана. То есть какой-то знак висит, и там внизу подпись, что тут не паркуйся, здесь ограничение движения, здесь одностороннее движение и так далее. Очень круто всё сделано в плане разделения потоков, развязок, разметки. Если ведутся дорожные работы, то за две мили начинают об этом предупреждать. Всё будет подсвечиваться, очень часто стоит на обочине полиция с мигалкой, чтобы все водители заблаговременно снижали скорость.

Водители в общей массе ведут себя очень хорошо, уступают дорогу и не сигналят. Если где-то затупил, тебя никто не будет обгонять или подрезать. Хотя было несколько случаев, когда мне факи показывали, но я не особо понял, почему.

Зарплата и расходы

В среднем по деньгам получается 3-3,5 тысячи долларов (224-262 тыс. руб. по курсу на 26.11.2021), в зависимости от недели. Если неделя хорошая, то и 4 тысячи (297 тыс. руб.) делал. То есть в месяц 12-15 тысяч (898 тыс.-1,1 млн руб.) выходит. Но это я действительно много работаю, без выходных.

Я живу в машине, поэтому за жилье платить не нужно. Все расходы, которые я несу за дизель или за ремонт, всё оплачивается полностью. Плюс здесь очень хорошая бонусная система на заправках для траков: иногда можно взять купон на еду на 14 $. Личных трат у меня немного, максимум тысячу я трачу, включая еду, кофе из «Старбакса», оплату связи и покупку одежды.

Плюсы здешней жизни

Во-первых, если ты здесь много работаешь, то зарабатываешь хорошие деньги. Здесь не так как в России, когда ты работаешь сутками и в итоге не можешь концы с концами свести. Здесь труд очень хорошо оплачивается. Когда я приехал, сразу подал документы на права, мне сказали, что ждать нужно две недели. Я решил, что не буду время тратить зря и устроился грузчиком. Для меня реально был такой шок — платили 16 $ час (1 тыс. руб.)! За семь часов работы я получил 120 $ и 100 $ еще на чай.

То есть даже будучи грузчиком, можно зарабатывать по 4 500 $ (337 тыс. руб.) в месяц. За 1000-1500 $ можно снять квартиру, еще 1000 $ — на покупки. Если ты зарабатываешь даже 4 000 $, то у тебя полторы-две тысячи всегда останутся. Учитывая, что вся техника — ноутбуки или смартфоны, здесь стоят также как в России, а иногда дешевле, то ты в любом случае остаешься в плюсе. Это при том что в Красноярске хорошая зарплата — это 1 000 $, и когда ты расплатишься за «коммуналку», квартиру, у тебя уже практически ничего не остается. Если 200 $ отложил, то уже хорошо.

Второй момент — это очень красивая природа, разнообразная, доступная. Ты везде можешь доехать на машине. Природа очень хорошо интегрирована в жизнь людей: во всех заповедниках сделаны дорожки, зоны отдыха, все маршруты расписаны, всё чистенько и аккуратненько. Здесь очень много климатических зон, ты можешь подобрать место для жизни, которое больше подходит.

Сухой климат из-за насморка? Пожалуйста! Живи где-нибудь в Аризоне или в Калифорнии, там очень мягкий климат. Нравится, наоборот, жара, влажность? Живи во Флориде. Если хочется ёлок, скал и горных рек — штат Вашингтон. Реально можно подобрать себе место на любой вкус и цвет.

Да, можно ведь доехать и до океана!

Третий — поражает то, как здесь построены дороги и какое невероятное их количество. Практически все дороги задублированы, а не как в России — одна федеральная трасса, и та убитая. Если ты устал в дороге, можно остановиться поспать, постираться, сходить в чистый туалет, душ. А если путешествуешь на доме на колесах — можно подключиться к электричеству и к воде.

Четвертый момент. Здесь очень толерантные люди, потому что Америка — страна мигрантов. Здесь много индусов, мексиканцев, китайцев, русских, казахов. Я встречал людей из Афганистана, из Македонии. Мультинациональность поражает. И они очень лояльно относится к тому, что ты не знаешь языка. От тебя не отстанут, пока тебя не поймут. Люди стараются здесь помогать. И в целом народ на общение очень лёгок. Завязать разговор, стоя в очереди считается вообще нормальный темой.

Ещё один плюс или минус, это как посмотреть. Здесь вообще пофигу всем, кто во что одет, кто как выглядит. Никто на тебя косо не посмотрит, даже если ты в мятой грязной футболке.

Нравится и отношение людей к другим профессиям. Будь ты продавцом, уборщиком, грузчиком, к тебе всегда будет адекватное отношение. Здесь нет такого как в России: «А, да ты обычный продавец...» Никто не смотрит свысока. Если ты работаешь, к тебе относятся с уважением, и это чувствуется.

А еще здесь люди доверяют друг другу. Чувствуется, чем меньше город, тем это доверие увеличивается. Люди машины не прячут и не закрывают.

Плюс, тут практически всё доступно. Например, ты можешь купить себе машину всего под 2-3 % или взять в лизинг. Это такая долгосрочная аренда с фиксированной ежемесячной платой, эта услуга здесь очень популярна. Знакомый взял какой-то маленький джипик, и он платит за него 270 $ (21 тыс. руб.) каждый месяц и всё. Отъездит на ней три года, сдаст и возьмет новую машину. То есть ты постоянно ездишь на новой машине и платишь 1/20 от своего ежемесячного дохода.

Вдобавок, государство заботится о своих гражданах. Во времена пандемии многие потеряли работу и им выдавали чеки — по 1200 $ на человека.

Здесь всё сделано для людей. То есть в России всё делается для кого-то или в угоду кому-то. Те же новостройки, которые строятся без придомовой территории, не говоря уже о дорогах, где 80 % бюджета просто крадут. Здесь, может быть, тоже есть коррупция, но качество дорог, конечно, несопоставимо. Если новый микрорайон построен, то он сразу с инфраструктурой, и всё это очень симпатично выглядит.

Ну и конечно, экология. В Красноярске у меня постоянно болел нос, горло, а здесь пью воду со льдом и вообще плевать, ничего не болит.

Пока что Артем домой в Россию не собирается

И минусы...

Стоимость медицинских услуг — она здесь очень высокая. Всё, что в России бесплатно, тут — за космические деньги. Вызвать «скорую» — 1 000 баксов, провести день на стационаре — 1-1,5 тысячи.

Поэтому люди здесь вызывают такси и сами едут в больницу. Хотя те же блогеры говорят, что зубы в принципе вылечить можно за нормальные деньги: один зуб — 120$. Практически все лекарства только по рецепту, даже глазные капли. Рецепт у терапевта стоит 100 $.

Еще один минус — очень фиговая связь. Удивительно, что здесь редко встречаются терминалы, хотя у нас в России в каждом ларьке можно расплатиться по Apple Pay.

Мне еще не нравится, что всё здесь заточено на потребление, чтоб постоянно всё покупал, чтобы машину менял каждые три года, новые модели кроссовок, новые модели iPhone. Я все-таки приверженец европейского стиля жизни, когда бережливо относишься к природе, производству, когда покупаешь только то, что нужно. Я за разумное потребление.

Планы на будущее

В планах — каким-то образом сделать документы, чтобы была возможность спокойно вылетать и влетать в Америку и возвращаться в Россию. И тут можно будет уже сразу на две страны жить, бизнес организовывать. Кстати, открыть компанию здесь вообще как нефиг делать.

Вернусь ли в Красноярск?.. Возможно и вернусь, если ничего не получится в Штатах, но не факт, что останусь. Может быть, уеду в другой город. Не знаю, тяжело сейчас загадывать, и даже не хочу. Пока пытаюсь задержаться здесь.

Беседовала Вероника Головчиц специально для Newslab,
фото из личного архива Артема Волкова

Где живут бывшие красноярцы

Рекомендуем почитать