Главная
>
Статьи
>
Петр Аникин: "Я хочу, чтобы нам всем сопутствовала удача"

Петр Аникин: "Я хочу, чтобы нам всем сопутствовала удача"

30.03.2004
1

Директор Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина. 

Родился 25 января 1957 года в Красноярске.
После окончания 8 классов средней школы в 1972 году поступил в Красноярское речное училище на специальность «штурман». Окончил училище с красным дипломом.
В 1976 году пошел служить в Военно-Морской флот.
В 1979 году поступил в Красноярский государственный институт искусств.
В 1983 году окончил институт по специальности «Актер драматического театра и кино».
В 1983 году по распределению после института попал в Минусинский драматический театр, где проработал до 1989 года.
1989 – 1990 гг. – преподавал в Краевом училище культуры в Минусинске.
1990 – 1991 гг. – работал актером Молодежного центра «Вариант» в Минусинске.
С 1991 года занимал пост заместителя директора Минусинского драматического театра.
1992 – 1999 гг. – директор Минусинского драматического театра.
1999 – март 2004 гг. – занимал пост заместителя начальника управления культуры администрации Красноярского края.
24 марта 2004 года назначен директором Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина.

Награждался Почетными грамотами от имени губернатора края Александра Лебедя и губернатора края Александра Хлопонина.

Семейное положение: женат, имеет сына и дочь.

Увлечения: сплавы по реке Сисим.


Петр Аникин

Петр Анатольевич, расскажите, пожалуйста, с чего началась Ваша карьера актера?

После восьмого класса я закончил речное училище, где учился на штурмана. Затем пошел служить на три года в Военно-Морской флот. А в это время в Красноярске открыли Институт искусств, сейчас он называется Академией музыки и театра. Сейчас уже не могу сказать, что подтолкнуло меня пойти в этот институт учиться… Может быть, гены сработали, отец у меня был актером Театра музыкальной комедии. Четыре года отучившись в Институте искусств, мы с друзьями отправились по распределению в Минусинск. Нас было трое: Леонид Медведев (он там до сих пор работает), Павел Сименихин и я.

Как Вы стали директором Минусинского драматического театра?

Не сразу. Вначале я был актером этого театра, затем стал осваивать профессию помощника режиссера, заведующего постановочной труппой. Потом директор театра пригласил меня стать заместителем по организации работы со зрителями. А затем началось бурное время 1991 года, когда менялось все в нашем государстве. Тогда коллективы могли выбирать директора, и как раз возникла необходимость в новом директоре для театра. В первый раз меня коллектив театра на эту должность не выбрал. Зато выдвинули впоследствии. И Владимир Владимирович Сироткин, который в то время работал заместителем начальника управления культуры края, побывав в Минусинске на очередном собрании коллектива театра, предложил мою кандидатуру в управлении культуры края, и после этого меня назначили на эту должность.

Как Вам работалось в Минусинском театре на должности директора? Ведь Ваше назначение выпало на годы реформ?

Это было двенадцать лет назад! (смеется) Тогда я был молодой и неопытный, а оттого не было страха. Так всегда бывает, особенно, когда дела неизведанны… Потом, когда узнаешь, что это значит, начинаешь уже задним числом думать: «А как же так здорово получилось? Ведь должно было получиться плохо?»

У нас в Минусинском театре всегда был очень сильный актерский состав, а также сильны традиции. Ведь Минусинск – театральный город. Театр там любят зрители и поддерживает власть. Поэтому сложилась команда, которая мне очень помогала.

В годы Вашей работы в Минусинском драматическом театре некоторые постановки театра были представлены на фестивале «Золотая маска». Расскажите, что за спектакли Вы вывозили на этот фестиваль?

Это определялось не мной. В 1997 году наш режиссер Алексей Алексеевич Песегов поставил «Чайку» по Чехову. Хороший спектакль. В это время был объявлен конкурс "Золотая маска", и мы, как и многие другие театры, отправили видеокассету на просмотр. Наш спектакль на кассете, видимо, понравился жюри, и на втором туре конкурса критики приехали к нам в Минусинск, чтобы увидеть спектакль «вживую». Когда к нам пришло сообщение, что нас выдвинули на «Золотую маску» – с одной стороны, это было для нас радостным известием, а с другой стороны – это был шок, и не только для нас. Ведь до этого ни разу постановки провинциальных театров не выдвигались на такой огромный фестиваль. В основном номинировались крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Омск, и так далее. Мы ехали в Москву и очень боялись, и в то же время были очень рады. Но спектакль прошел хорошо. Естественно, нас после «Золотой маски» заметили, и теперь уже с интересом ждали следующих работ. При мне еще Алексей Алексеевич Песегов делал «Циников» Мариенгофа, потом в 1999 году я ушел в краевое управление культуры, а театр пригласили на «Золотую маску» во второй раз именно с этим спектаклем. Тогда от Красноярского края, кроме Минусинского драматического, поехало еще два красноярских театра: Театр музыкальной комедии и Театр оперы и балета.

Давайте поговорим о Вашем новом назначении на должность директора театра им. Пушкина. Скажите, пожалуйста, что Вы думаете по поводу Вашего нового коллектива?

Этот театр со сложившимися традициями, здесь работало очень много известных режиссеров, директоров. И труппа сильная. В театре есть такое понятие, что в коллективе должно быть определенное число актеров среднего поколения, которые в основном всю нагрузку и несут, а также старшего и младшего поколений. Театр составлен неплохо и по мужскому составу, и по женскому. Я считаю, здесь можно делать интересные работы. Пушкинский театр всегда был театром психологической драмы. В последнее время театр немного отошел от этого направления, а мне хотелось бы его вернуть.

Что бы Вы могли сказать по поводу технического оснащения театра?

Здесь еще предстоит много работы. К сожалению, театр по техническим возможностям не блещет. Необходимо приобретать много новой современной аппаратуры. Но пока, я думаю, об этом говорить еще рано.

Скажите, а у Вас не возникнет желания, после того, как Вы вытащите театр из долговой ямы, покинуть его?

Не возникнет, потому что я люблю театр. И уже начал прирастать душой к этому коллективу и самому театру. Не вижу себя на другом месте и не хочу в другом месте работать.

А Ваш театр имеет какие-нибудь льготы по аренде помещения, например?

Нет. У нас, как у всякого бюджетного учреждения, особых льгот нет. Тем более, с этого года все, в том числе и мы, будем НДС выплачивать со своих доходов.

Ваше мнение по поводу доходов театра? Может ли театр быть самоокупаемым?

Я могу сказать, что драматические театры – нет. Практически во всем мире нет самоокупаемых театров такого профиля. В России в среднем восемьдесят процентов – это деньги из бюджета. Около двадцати процентов театр зарабатывает сам. У нас в Пушкинском театре, кстати, эта цифра получше, чем у других драматических театров России - мы зарабатываем около тридцати процентов. Есть, конечно, и скрытая помощь театру. К сожалению, у нас в России нет льгот для меценатов. А жаль.

К вопросу о меценатах. Что лично Вы думаете по этому поводу?

Проблема вот в чем: у нас не так много крупных, богатых, хороших фирм, и поэтому к ним все постоянно идут и просят деньги. Мне кажется, нужно переходить к более культурному сотрудничеству. Необходимо заключать договоры на длительное время, оговаривая, что именно может театр. Театр не должен просто просить, он должен быть партнером. А фирма, зная, что является генеральным меценатом театра, уже в свои расходы будет вносить определенную сумму в год именно для этого театра. Меценатство было и есть. Просто для легализации таких отношений тоже необходимо время.

Как Вы считаете, что сейчас самое сложное в Вашей работе на новой должности в Пушкинском театре?

Мне бы хотелось, чтобы у нас была такая же команда, как была в Минусинске, чтобы мы были объединены одной идеей, понимали, что такое театр и куда мы идем. Это очень важно, потому что когда рождается команда и когда есть контакт с руководством, в понимании рождается и великий спектакль.

Ваше отношение к современной драматургии?

Работая в управлении культуры, к своему стыду, за эти пять лет, я практически не читал драматургию. Торжественно обещаю этот пробел ликвидировать. Конечно же, я уверен, есть интересные пьесы. Своей постановкой театр должен поощрять драматурга. Но всегда у начинающих драматургов есть пьесы сырые и несовершенные. И это тоже необходимо понимать.

Как Вы относитесь к театру одного актера?

Я люблю, обожаю, и буду всячески защищать наш русский психологический театр. Я считаю, что наш театр – лучший театр. На западе есть разные формы театров, но они мне не близки. Мне кажется, что они завидуют нам, и поэтому пытаются экспериментировать. Понимаете, есть основная дорога, а есть ответвления. Например, это театр одного актера. Пусть так и будет. Пусть будут разные пьесы и спектакли, но есть основное – классика. Есть интересное, стабильное направление, которое всегда будет жить - это реалистический русский психологический театр.

Что Вы предпочитаете из русской драматургии?

Я люблю Чехова, Вампилова, Разумовскую, Садур. Есть хорошая западная драматургия. Конечно, это Шекспир. А у нас в России в последние годы - Виктор Астафьев. Он человек такой особенной правды. Он всегда старался показать жизнь без прикрас, представить ее читателям такой, какая она есть. Он имел право на вымысел, как и любой писатель, но показывал при этом плохое, что действительно существовало. Вот, например, та же война… Это - наша история. Я думаю, об этом надо знать, помнить, чтобы этого никогда не повторилось. Поэтому я очень хорошо отношусь к роману «Веселый солдат» Виктора Петровича Астафьева.

Расскажите о культурной жизни Красноярска.

Красноярску очень повезло, что у нас есть филармония, Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии. У нас сильное художественное образование, есть Академия музыки и театра. У нас есть замечательные красноярские писатели - один только Виктор Петрович чего стоит… Я считаю, что городу очень повезло с развитием культуры. Здесь палитра очень широкая в профессиональном смысле.

На балансе краевого управления культуры есть много художественных коллективов, которые не являются яркими «звездами» и не приносят большого дохода. Скорее, их содержание для управления убыточно. Не проще ли некоторые такие коллективы сократить, оставив при этом несколько ярких, вложив в них те деньги, которые тратились на всех?

Нет, это неправильный подход. Государственная политика любого руководителя региона или страны в том, чтобы создать среду обитания человека, чтобы человек мог реализовать свои творческие возможности. Чем больше для любого человека будет выборов и возможностей, тем цивилизованнее считается государство. Задача управления культуры - сделать так, чтобы у человека была возможность пойти послушать музыку, посмотреть спектакль или самому пойти попеть или потанцевать. И поэтому, мы должны сохранять любой творческий коллектив, независимо от того, насколько он ярок. Наоборот, мы говорим о том, что сельский житель обделен в этом плане по сравнению с городским жителем. Вы только представьте, что если мы сократим многие детские и взрослые творческие коллективы, которые находятся в городах, селах и поселках. Чем будет заниматься ребенок? Я так понимаю, что мы, как люди взрослые, отвлекаем их творчеством от хулиганства, от наркотиков и алкоголя, помогаем им развиваться. Если эту возможность у них отнять, куда же пойдут наши дети? Да, мы должны стремиться к совершенству, но не методом сокращения.

Вы 5 лет работали заместителем начальника управления культурой. Подведите итоги своей деятельности.

Я думаю, мне их нескромно будет подводить. Могу только сказать, что я очень старался. Мне по характеру ближе реальное дело. Поэтому, насколько я мог, я пытался решить какие-то проблемы наших учреждений культуры. Если мне это удавалось, значит хорошо. Но честно скажу, что были и неудачи.

Давайте сменим тему. Когда Вы были актером в Минусинске, было ли у Вас какое-то амплуа?

Режиссер всегда тянул меня на героя-любовника. Но внутренне, мне кажется, я больше герой социального плана. Сейчас, можно сказать, таких открытых прямых амплуа нет, но в театре я играл разные роли, были и герои-любовники, и звери в сказках. Всё приходилось играть.

Окупается ли приезд актеров - «звезд» в Красноярск, или это накладно?

Только с условием, что они не привозят халтуру. Часто, к сожалению, именно так и бывает. Знаменитости приезжают без декораций, ставят на сцене два-три стула, стол и играют. Хорошо, если на сцене мастер своего дела, он по сути своей не сможет схалтурить. Но так обидно разочаровываться в знаменитостях, когда видишь их плохую игру. Если же приезжает целый театр – такие гастроли обходятся очень дорого. Доходы от гастролей не покроют расходов. Всегда нужна на это дотация. Другое дело – театр из двух-трех человек. Но нужно ли нам это?

27 марта – День театра. Что бы Вы хотели сказать и пожелать вашим зрителям и своему коллективу?

Я хочу, чтобы нам всем сопутствовала удача. Чтобы она сопутствовала актерам, потому что иметь талант – это хорошо, но иметь талант вместе с Удачей – еще лучше. Удача – это встретить того режиссера, который заметит актера. В театре от этого многое зависит. И конечно, побольше интересных ролей. А зрителям я желаю, чтобы они увидели разные спектакли: и психологические, и комедийные. А самому театру имени Пушкина я желаю, чтобы были интересные гастроли, интересные спектакли, и чтобы в нем работали интересные люди.

Как Вы проводите свободное время?

Мое самое любимое и сильное увлечение (занимаюсь этим уже 20 лет) – это сплав по реке Сисим. Летом вместе с друзьями на две недели я отрываюсь от этого мира… Это для меня очень много значит.

Какое Ваше жизненное кредо?

(смеется) Я по натуре оптимист. Мне кажется, что если ты будешь работать и помогать кому-то, то и тебе тоже обязательно помогут. Я из этого исхожу. А по-другому, пожалуй, в нашей жизни и нельзя.

 

Беседовала Оксана Семенюк

Рекомендуем почитать