В ролях: Джонни Депп, Джон Туртурро
Я уже имел удовольствие в предыдущем обзоре писать, что число триллеров, появляющихся на экранах, превосходит все разумные границы, и есть все основания полагать, что и при написании следующего возникнет желание и необходимость обратить внимание на сей вопиющий факт. «Тайное окно» – тоже триллер – что бы ни подразумевалось под этим словом – да ещё и мистический. Это история о достаточно молодом и успешном писателе, поселившемся в деревенской глуши после весьма драматичного расставания с супругой. В минуту острого творческого кризиса, с которым безуспешно пытается Морт Рейни, на крыльце его симпатичного, но захламлённого домика, уютно расположившегося на берегу озера, появляется странный незнакомец, который обвиняет нашего героя в плагиате.
Морт якобы украл сюжет рассказа этого психованного парня и опубликовал сей шедевр под своим именем, лишь немного изменив концовку. Мистер Шутер (так зовут этого прибывшего из какой-то американской глубинки маньяка) требует возмездия, а Рейни, однажды уже имевший проблемы подобного рода, пребывает в полной растерянности – вроде ничего он не крал, но как-то не полностью в этом уверен, поскольку в период написания злополучного рассказа находился в чрезвычайно тесных отношениях с виски и джином. По завершении крайне неудачного первого раунда переговоров вокруг Морта начинают происходить разного рода неприятные события, а сам он, в промежутках между визитами таинственного и агрессивного Кокни Шутера, дрыхнет на диване и глушит виски, что, как известно, есть надёжнейший способ разрешения любых проблем.
В общем, всё происходящее чрезвычайно загадочно, а зрителю уже с первых минут предлагают впасть в тревожное состояние и пребывать в напряжении до финальных титров, чему должны способствовать мелькающие тени, неожиданно появляющиеся в кадре люди, ночные съёмки и прочая, и прочая. Одним словом – саспенс, что тут ещё можно сказать, тем более что в основу фильма положен роман великого и ужасного Стивена Кинга. Пожалуй, ни один другой современный писатель не удостаивался такого числа экранизаций, но именно это и сыграло с ним злую шутку – его истории приелись, и причина не столько в определённой их однообразности, сколько в бесталанности и бессмысленности большинства киноверсий его романов. С тех пор, как двадцать лет назад девятилетняя Дрю Бэрримор феноменально сыграла свою вторую лучшую роль в «Порождающей огонь» («Воспламеняющей взглядом»), фильмы по романам Кинга снимают практически непрерывно, но достойных среди них совсем немного, мне вспоминаются лишь «Побег из Шоушенка» да «Долорес Клейборн». Видимо, режиссёры, добравшись до такого многообещающего (в первую очередь продюсерам) исходного материала, не считают необходимым прилагать хоть сколько-нибудь усилий и таланта для реализации заложенного в кинговских произведениях потенциала.
В этом деле Дэвид Коэпп пошёл несколько дальше большинства коллег – свою задачу он счёл полностью выполненной после того, как заполучил на главную роль Джонни Деппа. Писать о том, какой Депп умница и замечательный актёр не имеет смысла – это известно любому смотревшему хоть один фильм с его участием. Одних «Пиратов Карибского моря» более чем достаточно, чтобы оставить все сомнения на сей счёт. Тот факт, что он – лучший актёр поколения, давно уже стал общим местом, а «Тайное окно» не просто держится на нём, Депп и есть «Тайное окно», кроме него в картине более ничего нет. Даже замечательная актёрская работа, демонстрируемая Джоном Туртурро, исполняющим роль Кокни Шутера, имеет смысл лишь потому, что он находится рядом с главным героем. Этот изматывающий триллер являет собой самый настоящий бенефис Джонни Деппа и подарок всем его многочисленным поклонникам, поскольку он присутствует практически в каждом кадре, и только благодаря нему фильм можно смотреть и даже получать от этого удовольствие. А по существу истории скажу лишь одно – пёсика жалко.
Александр Спасов