«Среди чувств нет неправильных»
Мои пациенты и до кризиса приходили со схожими запросами, чаще всего — проблемами в отношениях с другими людьми. В моей практике еще не было ни одного человека, который бы пришел только из-за того, что в последнее время он не может справиться с паникой на фоне достаточно тревожной повестки. Бывает, что пациент в самом начале сессии говорит об этом, но дальше разговор всё равно перетекает в область решения имеющихся у конкретного человека проблем.
В последнее время люди чаще приходят с неопределенностью, звучит такой запрос: «Я не понимаю, что делать, в голове — каша, не чувствую, чего в действительности хочу, как будто иду по жизни „не туда“». Акцент еще больше сместился на межличностные отношения — у людей есть трудности с поиском партнера или выстраиванием уже существующих отношений, многие пытаются «актуализировать» надежное плечо или тыл, которые бы помогли сейчас. Приходят также из-за проблем с детьми, возможно, из-за усилившегося страха за их жизнь и будущее.
В кризисные ситуации человек испытывает бурю переживаний — извечный вопрос: «Справлюсь ли я?», но не всегда реакцией на происходящее выступает тревога, страх или паника. Оказываются актуальными собственные чувства, и среди них нет неправильных. Кто-то на ситуацию всеобщего стресса реагирует злостью, другие — растерянностью, некоторые мечутся, испытывают ощущения бессилия или вины. У каждого человека своя реакция.
Большинство просто понимает, что происходит что-то «не то», но само чувство определить люди не могут. «Внутри что-то неприятное, а я не знаю, что делать, и что это за чувство такое», — говорят они. И тут нужно попытаться понять, что же вы сейчас ощущаете? Понимание — уже 50 % успеха. Чтобы определить, что вы чувствуете, нужно постараться заметить, что происходит в вашем теле. Например, в соцсетях и СМИ в последнее время это ощущение называют тревогой — и человек решает, что у него то же самое, ему даже становится легче, потому что он свое состояние смог объяснить. А что у него внутри на самом деле — непонятно.
Как помочь себе в это непростое время?
Нужно оглядеться на себя, прислушаться к себе. Постараться заметить, где тело напрягается, а где — расслаблено, потому что тело разговаривает простым языком. То, что вы чувствуете физически — приятно или неприятно, что ваши ощущения побуждают делать? К какому из чувств ближе то, что передает ваше тело? О чем оно пытается вам сказать?
Любое чувство, которое человек испытывает, несет ему информацию: как происходящее относится к нему, что оно для него значит. Страх — это «посланник», который предупреждает, что где-то есть брешь, незащищенное место, на которое нужно обратить внимание. То есть страхи «подсвечивают» человеку, что в той или иной его жизненной сфере есть слабость, неукрепленность. И пока страх не донесет свою информацию, он будет возвращаться к человеку вновь и вновь. Поэтому полезно его разобрать, спросить себя: «Чего именно я боюсь?».
Например, страх указывает, что у человека есть проблемы на работе. Или подсказывает, что в существующих отношениях нельзя опереться на партнера, доверять ему. Или имеются сложности с самооценкой, из-за которых человек боится делать конкретные шаги для исправления ситуации. Страх обращает внимание на те места, где нужно «укрепиться».
И если со страхом понятно, то тревога — это боязнь «непонятно чего». Поэтому тревогу нужно «опредметить»: понять, о чем вы тревожитесь. Когда осознается конкретное чувство, приходит и понимание, что с этим делать. Например, вы чувствуете тревогу за то, что цены вырастут — но что вы можете сделать с этим здесь и сейчас? Как можно справиться с финансовой ситуацией? Найти вторую работу, начать экономить. Необходимо совершить дальнейшие действия по улучшению ситуации.
«Нужно провести ревизию»
Полезно взять листик и выписать, какие у вас есть опоры в жизни. Нужно провести ревизию — на что вы можете опереться, в чем чувствуете себя устойчивым? Есть внешние и внутренние опоры. Внешние — это квартира в собственности, где не нужно платить за аренду, машина, образование, партнер, семья и друзья, то есть те вещи и те близкие люди, что могут вам помочь в экстренной ситуации. А внутренние опоры — ваши качества, на которые вы можете рассчитывать.
Например, многие начинают теряться, мол, им не за что себя любить и ценить. Люди пишут, например, «я — ответственный», будто других сильных сторон у них нет. Это не так — нужно вспомнить, где вы были успешными, где справились — на работе, в личной жизни? Чем вы гордитесь? Успех с неба не валится, всё получается, когда предпринимаются конкретные действия.
Нужно уложить по полочкам жизненный опыт, «проговорить» его. Понять, откуда появились те или иные ценности и установки, какие помогают — а какие нет? Положительные установки помогают жить, отрицательные — мешают. Реально самому расставить по полочкам то, что можно осознать когнитивно, но невозможно разобрать бессознательное, эту часть необходимо анализировать со специалистами.
«Кризис — это возможность роста»
Кризисный период — это время переоценки внутренних ресурсов человека, что у него есть, а чего не хватает, — то есть время перестройки. Хорошо, если человек, чувствуя «что-то не то», начинает внутреннюю поисковую работу, и гораздо хуже, когда он закрывает на это глаза. Немногие начинают разбираться; мне кажется, что у русских людей в воспитании этого просто не заложено — слышать и чувствовать себя, определять, что ценно или не ценно, важно или не важно.
Люди часто не умеют выстраивать глубокую коммуникацию. Модели общения, когда чувствами делятся, выходят на контакт, интересуются ценностями, — этой поведенческой стратегии в нас часто просто не заложено. В школе есть математика, русский язык, чтение, а момент самопознания возложен на собственные плечи. А ведь для человека понимание самого себя — это очень важный инструмент движения по жизни, чтобы в каждой сложной ситуации действовать гибко.
Например, в стране происходят сложности, и у каждого ее жителя на пути появляются кризисы. Развод, например — это не только ситуация, где много боли и страхов, но и момент самопознания, когда начинаешь себя спрашивать: «А что я делал в этих отношениях? Что же такого между нами случилось? Какие у меня вообще были цели, когда я вступал в отношения?». То есть любая ситуация кризиса — это возможность роста и понимания ошибок, возможность изменения.
Для человека важна вера, что в его семье — всё хорошо, и он может на нее опереться. То же и с родиной — люди хотят ощущать мир во всем мире, опираясь на то, что они сами живут неплохо. «Если я допущу, что происходит что-то плохое — это многое во мне пошатнет». Поэтому, например, человек перестает смотреть новости, и ему становится легче. А с появлением гаджетов и игр у всех появилась прекрасная возможность «отрубиться» от реальности и уйти в виртуальный мир, где от межличностных проблем, допустим, можно скрыться.
Людям вообще неприятно отправляться в «дебри самопознания». Во-первых, поход к психологу до сих пор считается выходящим за рамки обыденного событием, поскольку где-то внутри заложено, что нужно справляться со всеми бедами самому. Также люди не понимают, что вообще происходит в кабинете психолога, чем эти походы могут помочь? И главное — человеку так или иначе придется переосмыслять то, что происходило в его жизни — а за спиной не всегда только приятный опыт, к которому хочется возвращаться. Но иногда это просто необходимо сделать, чтобы начать жить другой жизнью.
Беседовала Анастасия Гнедчик специально для Newslab