Каждому свое
Весь сентябрь по всему Красноярскому краю проходили встречи с предпринимателями и самозанятыми «Услышать бизнес». Сотрудники агентства развития малого и среднего предпринимательства и консультанты региональной сети центров «Мой бизнес» побывали в 34 муниципалитетах региона.
На встречи пришли более 500 самозанятых и предпринимателей, которые хотели разобраться в федеральных и региональных мерах поддержки, которое, в том числе, оказываются в рамках нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт» и «Производительность труда». Также особое внимание организаторы встречи уделяли временным антикризисным решениям, доступности поддержки в онлайн-формате и налоговым льготам.
Например, в Красноярском крае для отдельных категорий налогоплательщиков установлены минимально возможные ставки 1 и 5% — и в 2022 году эта налоговая льгота распространилась ещё на 32 вида деятельности предпринимателей. В их числе бизнес:
- в обрабатывающей сфере производства;
- в здравоохранении и социальных услугах;
- в культуре;
- в спорте;
- в организации досуга и развлечений;
- в издательской и рекламной деятельности;
- в образовании;
- в информационных технологиях.
Кроме того, такие же налоговые льготы установили для организаций и индивидуальных предпринимателей Красноярского края, у которых есть официальный статус социального предприятия. Продолжают действовать и другие льготы, о которых мало знают предприниматели — скажем, «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных ИП, когда первые 2 года работы в течение двух налоговых периодов ставка налога по «упрощенке» и патенту составляет 0%.
Руководитель агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края Татьяна Бочарова рассказала, что формат выездных встреч с бизнесом появился в 2021 году — и оказалось, что такие консультации просто необходимы.
«Выстраивание диалога с предпринимательским сообществом — одна из ключевых задач, которую всегда ставит перед нашим агентством губернатор края. По итогам поездок мы выделили ряд вопросов, которые чаще всего нам озвучивали на встречах. Один из них — это доступность мер государственной поддержки. И здесь хочется ещё раз подчеркнуть: да, есть ряд требований к предпринимателям, но каждый бюджетный рубль строго контролируется и должен работать эффективно. Там, где возможно, мы, конечно, стараемся упрощать различные процедуры. Бизнесу, который рассчитывает на меры поддержки, мы рекомендуем прозрачно работать с бухгалтерской отчётностью. Также в топ-5 проблем — сокращение спроса, рост цен на сырье, нарушенная логистика и по-прежнему дефицит кадров», — поделилась Татьяна Бочарова.
Встречи с предпринимателями в очередной раз показали, насколько важно расширять сеть центров «Мой бизнес» — ведь они помогают информировать предпринимателей на местах. Сами субъекты МСП больше всего заинтересованы в льготных кредитах и займах — к слову, после снижения ключевой ставки ЦБ ставка по льготным программам стала еще ниже. Одно из направлений таких программ — рефинансирование действующих кредитов.
В 2022 году для поддержки бизнеса в поиске новых каналов сбыта, в том числе, и на зарубежных рынках, было принято много различных решений и на федеральном, и на региональном уровне. Например, предпринимателям региона стоит обязательно зарегистрироваться на сервисе «Производственная кооперация и сбыт» цифровой платформы МСП.РФ и «Бирже импортозамещения».
«Красноярский край — один из самых больших по территории регионов страны, где сосредоточены самые разнообразные виды предпринимательской деятельности. Поэтому очень важно „познакомить“ бизнес края друг с другом. Я бы хотела особое внимание обратить на наш региональный портал поставщиков „Сделано в крае“. Здесь формируется единая база производимой продукции и услуг малых и средних предприятий, а также самозанятых региона. Портал создан для того, чтобы компании смогли восстановить нарушенные логистические и производственные цепочки. Зарегистрироваться на портале и внести данные о своей компании в единую базу бесплатно может любой предприниматель, который работает в Красноярском крае», — отметила Татьяна Бочарова.
«У меня есть план!»
Как меры господдержки помогают бизнесу расти даже в кризис? Например, в Канске сотрудники агентства побывали на швейном производстве торговой сети «Российский трикотаж и текстиль», которое работает с 2003 года. Продукцию предприятия можно купить не только в Канске, но и в Красноярске.
Руководитель предприятия Людмила Кашкарёва рассказала, что в прошлом году она посещала встречу «Услышать бизнес» — и там узнала о множестве новых мер поддержки.
«Тогда на встрече я говорила, что нам не хватает именно знаний о том, как грамотно вести предпринимательскую деятельность. В прошлом году я начала активно обучаться на различных семинарах, которые проводил центр „Мой бизнес“. Очень много подключалась к вебинарам, смотрела, „напитывалась“, знакомилась. И нас так закрутило... Пришла уверенность, что надо не стесняться и заявить о себе! Мы поняли, что сегодня время не „купи-продай“, а тех, кто занимается производством», — рассказала Людмила Кашкарёва.
В центре «Мой бизнес», помимо бесплатного обучения по различным направлениям предпринимательской деятельности, Людмиле помогли сертифицировать продукцию ясельной группы — это распашонки, ползунки, пеленки, одеяла. Сейчас консультанты центра помогают предпринимательнице с регистрацией товарного знака. Обращалась предпринимательница в «Мой бизнес» и за юридической консультацией.
В этом году она воспользовалась ещё одним видом финансовой поддержки — обратилась в администрацию Канска за субсидией, чтобы компенсировать часть своих затрат на приобретенное оборудование, и получила 500 тысяч рублей.
«Этой весной мы исполнили свою давнюю мечту: приобрели вышивальную машину. Теперь мы можем работать с шевронами, делать атрибутику для отдельных организаций и под специальные события. Идей у нас очень много! Мои девчонки уже смеются, когда слышат от меня: „У меня есть план“. Говорят, что уже боятся...», — рассказывает Людмила Кашкарёва.
Благодаря господдержке, ей удалось приобрести «Газель» для перевозки товаров и вместе с сотрудницами объехать все ближайшие районы — Тасеевский, Дзержинский, Ирбейский, Абанский, Уярский, Иланский. В конце августа компания впервые приняла участие в ярмарке в Свердловском районе Красноярска.
Теперь Людмила планирует приобрести стегальную машину и, возможно, вновь обратиться за поддержкой в городскую администрацию. Есть планы когда-нибудь попробовать свои силы и на зарубежных рынках.
Из хобби — в свой бизнес
Другая история — от Виктории Якубенко, пенсионерки из Рыбинского района. Она решила выращивать чеснок в «промышленных» масштабах: в этом году площадь посадки была более 1 гектара, в следующем планирует засадить уже более 2 гектаров. Технология производства и хранения культуры отлажена. Раньше садоводство было для нее, профессионального бухгалтера, обычным хобби.
«Перед выходом на пенсию я четко понимала, что не смогу на лавочке без дела сидеть. Стала думать, что я умею делать хорошо. И выбрала посадку чеснока! Начинала с четырех грядок... Старалась делать всё грамотно — в нашей библиотеке изучила всю литературу, которая касалась чеснока, ездила в Красноярск в аграрный университет и консультировалась со специалистами. Бизнес на выращивании чеснока — очень актуальное и перспективное для нашего края направление», — говорит Виктория Якубенко
Она купила автоматическую сеялку, чтобы сажать чеснок, и 100 тысяч рублей потом компенсировала за счет субсидии, которую получила в конкурсе, который проводила администрация Рыбинского района. Кроме того, в прошлом году Виктория выиграла грант «Агростартап» от краевого Минсельхоза в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» и купила оборудование для первичной обработки почвы — опрыскиватель, культиватор-пропольщик. В этом году в планах покупка плуга, а в мечтах — выведение нового сорта чеснока.
«В прошлом году у меня чеснок активно брали на семена в Красноярске и даже в Иркутске! Благодаря „сарафанному радио“ у меня нет проблем с заказами. Сейчас собрала урожай, доведу его до ума и займусь реализацией. В этом году хочу попасть в торговые сети — надо развиваться дальше. Также в различные кафе привожу образцы своего чеснока, предлагаю сотрудничать», — рассказывает Виктория Якубенко.
Сейчас, когда все встречи «Услышать бизнес» позади, специалисты будут работать с обращениями предпринимателей — в том числе, привлекая различные ведомства и организации инфраструктуры поддержки бизнеса. А предприниматели, которым не удалось по каким-то причинам встретиться со специалистами агентства, могут ознакомиться с подробным путеводителем по мерам поддержки, который в прошлом году разработали в агентстве развития малого и среднего предпринимательства.
Интернет-газета Newslab
Фото предоставлено агентством развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края