В 2002 году, по оценке Центрального банка, чистый (за вычетом оттока) приток иностранных инвестиций в Россию составил $2,6 млрд. В то же время общий объем этих вложений в национальную экономику не превышает уровня $22,7 млрд., что составляет не более 1% от национального ВВП. При этом следует учитывать тот факт, что более половины зарубежных финансов имеет российское происхождение. Это вывезенный в свое время из страны капитал, возвратившийся в Россию через различные оффшорные счета.
Сложная задача
Как вы понимаете, общая сумма иностранных инвестиций не очень значительна по отношению к имеющимся в России экономическим возможностям. Иностранцы не спешат вкладывать свои средства в российское государство. И обижаться на них за это не стоит.
Дело в том, что в последние годы сложилась тенденция, когда инвесторы, из-за общей нестабильной экономической ситуации в мире, размещают свои денежные ресурсы не в «странах третьего мира», а в развитых государствах. Россия, увы, к этой категории не относится. Поэтому и ожидать в ближайшее время какого-либо «золотого инвестиционного дождя» нам не приходится.
В то же время, по оценкам экспертов, на руках у российского населения находится иностранной валюты на сумму около $50 млрд. (в том числе в Красноярском крае - до $250 млн.) что сопоставимо со всеми золотовалютными запасами страны. По официальным данным, на начало апреля текущего года размер золотовалютных резервов РФ находился на уровне $55,4 млрд.
В этой связи перед государством стоит достаточно сложная макроэкономическая проблема. Существует реальная опасность, что при массовом отказе граждан от долларовых накоплений в России может возникнуть кризисная ситуация: произойдет скачкообразный рост курса рубля, снижение конкурентоспособности российских товаров и т.д. При этом рост инфляции составит 25-30% в год.
Не будем забывать, что «чулочные» валютные накопления являются незадействованным инвестиционным ресурсом. Поэтому государству необходимо вывести их из пассивного состояния в самое ближайшее время и перераспределить в реальный сектор экономики. Но сегодняшние реалии таковы, что само российское население, даже при значительном падении курса американского доллара по отношению к рублю, пока не очень спешит расстаться со своей любимой валютой.
При этом россияне не очень-то доверяют, как государству, так и существующим российским финансовым институтам (коммерческим банкам, негосударственным пенсионным фондам, инвестиционным компаниям и т.д.). Кроме того, доходность вложений, как в государственные ценные бумаги, так и в сами финансовые институты, находится на уровне порога инфляции.
Например, процентные ставки в коммерческих банках Красноярска по срочным вкладам (до 3-6 месяцев) не превышают 8-10% годовых, в негосударственных пенсионных фондах (с учетом всех обстоятельств) – размер инфляции плюс 1-2% годовых. Доходность по государственным облигациям составляет 6-8% годовых, по субфедеральным и муниципальным – 13-15%, а корпоративным – до 18-20%.
Если говорить о самостоятельных операциях по приобретению и продаже акций российских предприятий, то они сопряжены со значительным риском и высокими затратами. Так, на внебиржевом рынке, расходы и риски связаны с переоформлением прав владения и перепродажи ценных бумаг. На биржевом рынке, это большие накладные расходы (комиссия брокеру, оплата услуг депозитария и биржи). В результате общая доходность проводимых операций может быть вообще отрицательной.
Получается, что вкладывать денежные средства, по сути, особо и некуда. В то же время в России имеется пока не очень распространенный, особенно в «глубинке», так называемый, институт коллективных инвестиций. Он является своего рода альтернативой существующим финансовым организациям. В нашей стране этот институт представлен паевыми инвестиционными фондами.
Коллективные инвесторы
Вообще в России институт коллективных инвестиций появился десять лет назад. В 1993 году в период массовой приватизации в стране начали появляться первые чековые инвестиционные фонды. Их количество достигло 693, в том числе в Красноярском крае - 13.
По мнению авторов приватизации, ЧИФы должны были стать своего рода мостиком между инвесторами и российскими предприятиями. И на первом этапе это им удалось. Статистика говорит о том, что из 150 млн. приватизационных чеков, в активы фондов попали до 45-50 млн. Это позволило ЧИФам активно участвовать в приватизационных процессах по всей стране. И край в этом ряду не был исключением.
В апреле 1993 года в Красноярске прошло несколько чековых аукционов, где на продажу были выставлены акции более десятка наиболее значимых для региона предприятий: "Ачинский НПЗ", "КраМЗ", "Красноярский ЦБК", "Сивинит", "Красноярский завод комбайнов", "Синтетический каучук" и др. За счет большой массы ваучеров, местные ЧИФы практически самостоятельно формировали цены по всем выставленным на продажу ценным бумагам.
В результате каждый из крупных красноярских фондов приобрел на аукционах до 4-8% акций от уставного капитала по всем ведущим предприятиям края. Кооперируясь между собой, они стали владеть в акционерных обществах, где блокирующими, а где и контрольными пакетами. Это позволяло формировать советы директоров и назначать исполнительные органы.
Но на этом позитивная роль ЧИФов и закончилась. Вместо того, чтобы привлекать инвестиции они банально начали выжимать из акционерных обществ различные преференции, в том числе и перераспределение финансовых и товарных потоков в пользу своих аффилированных лиц.
В конце 1995 года Правительству РФ стало ясно, что ЧИФы не оправдали возложенных на них надежд, как со стороны населения, так и самого государства. Поэтому был предложен новый вариант – паевые инвестиционные фонды.
Сами ПИФы не являются чисто российским изобретением. Они достаточно давно действуют за рубежом. Следует отметить, что доходность вложений в них в 2-3 раза превышает доходность банковских депозитов, как за рубежом, так и в России.
Если говорить более конкретно о паевых фондах, то они представляют собой имущественные комплексы без образования юридического лица. Этим комплексом руководят специальные управляющие компании, а учет паев и вложений осуществляют специализированные депозитарии.
Сам пай является именной ценной бумагой. В отличие от облигации и акции по нему не начисляются проценты и дивиденды, а доходом является рост его стоимости.
Сегодня в России существует два типа ПИФов: открытые и интервальные. Они отличаются друг от друга временной возможностью продажи пая обратно фонду. Открытый ПИФ выкупает его в любое время. В свою очередь, размещение и изъятие средств в интервальном ПИФе происходит только в определенные периоды времени в течение финансового года, в так называемые «окна». Из-за этого доходность открытого и интервального фонда разная. В первом случае - 25-35%, а во втором - до 60%.
С точки зрения надежности, пай превосходит любую из имеющихся в обращении в России ценных бумаг (за исключением госбумаг и муниципальных облигаций). Это связано с тем, что ПИФы держат в своих фондовых портфелях сотни акций и облигаций различных эмитентов. Это позволяет при любом самом неблагоприятном форс-мажорном обстоятельстве остаться «на плаву». Так, при снижении стоимости ценных бумаг сразу по нескольким компаниям, ущерб от убытков покрывается за счет других финансовых инструментов.
Поэтому, с точки зрения российских граждан, ПИФы предпочтительней иностранной валюты и иных финансовых вложений. Если говорить с точки зрения государства, то эти институты, с одной стороны, надежно защищают интересы владельцев паев. С другой стороны, ПИФы позволяют аккумулировать значительные финансовые средства и эффективно инвестировать в отечественные предприятия. При этом, в отличие от ЧИФов, они не занимаются выкручиванием рук директорам предприятий.
В заключение необходимо сказать о том, что, конечно, за счет одного финансового института нельзя коренным образом изменить ситуацию в сфере инвестирования. Государству необходимо комплексно подходить к регулированию всех сегментов финансового рынка. Но пока этого не получается, так как в России его регулированием занимаются аж четыре федеральных ведомства. Их действия, порой бывают, диаметрально противоположными. И от этого страдают все: как государство, так и население.
Виктор Прохоров