Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Стендап по-чеховски: как красноярцы встретили московский театр на Таганке

Стендап по-чеховски: как красноярцы встретили московский театр на Таганке

29.08.2023
1
«Вишневый сад» — это действительно «новое прочтение классики». Такого Чехова вы еще не видели
Фото: пресс-служба Полюса

Московский театр на Таганке уже гостил в Красноярске. В 2021 году спектакль «Lё Тартюф. Комедия» закрывал фестиваль «Территория. Красноярск». Как и сейчас, встреча красноярского зрителя с легендарной труппой случилась благодаря золотодобывающей компании «Полюс».

«Регионы, где мы работаем и которые мы искренне любим — Восточная Сибирь и Дальний Восток — все привыкли воспринимать как кладовую Родины. Но мы все время забываем, что в этих регионах живут и работают замечательные, интересные люди, у которых, помимо своей основной работы, есть творческая жизнь, театры, музеи. Мы решили, что будем привозить из Москвы в наши регионы самое интересное и знаковое», — рассказала директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева.

В этот раз Таганка снова показала классику, но, как гласит описание спектакля, «в эстрадной стилистике». Здесь вы не увидите до безобразия растянутого действия, не услышите звука лопнувшей струны или стук топора. Вместо этого на сцене развернется настоящий фарс с ноткой инфернальной трагедии.

«Нынешняя команда театра на Таганке умудрилась сделать почти нереальное — она вернула драйв легендарному имени. Если у вас театр Любимова, Высоцкого, Золотухина, и эта эпоха проходит, сделать театр, который по духу тот же, но абсолютно созвучен современникам, очень сложно», — поделилась Виктория Васильева.

Первое отличие этой постановки от множества других заложено уже в названии. «Комедия» — именно такой жанр задумывал сам Чехов. На него же ориентировался режиссер спектакля Юрий Муравицкий.

«Нам поставить „Вишневый сад“ как комедию далось очень легко, потому что нас благословил Антон Павлович Чехов. За невероятное количество постановок ни разу никому это не удалось. А самое страшное, что может быть — это когда люди говорят: „Мы привыкли к тому, что это скучно, нудно, невероятно долго“», — поясняет директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.

Комичности происходящему добавляет обстановка — совсем не та, какую ожидаешь увидеть. Герои размещаются не в бело-фиолетовой детской, в которой по тексту пьесы Раневская предавалась воспоминаниям, а в зале с роскошной лестницей и красным ковром. Столетние шкафы, окно с видом на сад — в пространстве постановки это лишь условности, отсутствие которых не только не мешает, а скорее играет на руку.

Дух кабаре поддерживает и внешний вид героев. Горничная Дуняша напоминает томную красотку из Америки 20-30-х годов (еще бы, ведь «руки белые-белые, как у барышни»), гувернантка Шарлотта выходит на сцену в неожиданном платье с пайетками как у артистки, исполняющей шансон.

Образы героев гипертрофированы. Есть примеры классических комедийных персонажей — Епиходов, «двадцать два несчастья», веселит зрителя нелепыми падениями или неожиданно порванной шляпой. Есть герои уже по-современному смешные — например, манерный лакей Яша. Широкие жесты, пластичные движения, чрезмерно эмоциональные речи — все будто бы доводится до предела, до точки кипения, что и создает ощущение фарса.

На фоне всех действующих лиц выделяется Лопахин. Вопреки нашим ожиданиям, мы не воспринимаем его как антигероя. Он самый «приземленный» герой, отчего и становится ближе современному зрителю.

«Он действительно среди этой не очень трезвой, в моральном смысле, компании, единственный реальный человек, который пытается спасти и сказать, как надо жить дальше. Этого никто не слышит, потому что одни не хотят, другие не могут это принять», — делится директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.

Монологи, раскрывающие судьбы героев, тоже не похожи на монологи в привычном понимании. Это и аллюзии на стендап, и каноничные брехтовские зонги, и песенные номера. Словом, полный слом стереотипов и деконструкция.

Яркий финал не менее яркой комедии
Фото: пресс-служба Полюса

Второй акт меняет все восприятие картины. Оставление четой поместья — чисто чеховская сцена. Она выдержана в трагических тонах и вызывает чувство опустошения. Герои говорят, но не слышат друг друга, каждый находится в состоянии своего персонального горя.

«Это инфернальный финал, когда все начинают осознавать — жизнь рухнула. При этом и Аня, и Петя Трофимов говорят: „Здравствуй, новая жизнь!“ Мы, как и они, пытаемся говорить, что у нас все хорошо, стараемся не замечать трагедии», — поясняет Ирина Апексимова.

За этой сценой следует неожиданный, но долгожданный хеппи-энд. Как рассказала Ирина Апексимова, моральной дилеммы, менять ли финал, у команды не было. Счастливый конец — требование комедии, повод заставить зрителя улыбнуться, а не вернуться домой с тяжелым чувством. «Антон Павлович, надеюсь, нас простил».

Новое прочтение истории изменил взгляд на постановку даже у стойких сторонников классики. Зрители аплодировали стоя и, покидая театр Пушкина, делились восторгом друг с другом.

«Трагедийная нотка не потерялась. Постановка абсолютно о том же самом столкновении старых времен, которые становятся против прогресса, против изменений. Чтобы построить новое, нужно снести старое. То же самое мы видим и сейчас. Своеобразный „вишневый сад“ есть у каждого», — рассказал Дмитрий, зритель спектакля.

В следующий раз Таганка посетит Красноярск в июне 2024 года, чтобы закрыть фестиваль «Территория. Красноярск» большим спектаклем. Организаторы пока не раскрывают тайну, какая же постановка будет представлена нашему вниманию, но обещают нечто грандиозное. Следим за анонсами и готовимся бронировать места!

Рекомендуем почитать