Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Фейки, деньги за «лайки» и угон аккаунта: как мошенники обманывают вас на маркетплейсах

Фейки, деньги за «лайки» и угон аккаунта: как мошенники обманывают вас на маркетплейсах

24.11.2023
0
Фото: freepik.com

Заманчивые скидки по ложной ссылке

Андрей получил рассылку от маркетплейса о распродаже в черную пятницу. Он давно присматривал робот-пылесос, но откладывал покупку из-за цены. А теперь нужная модель продавалась со скидкой 50 %.

По ссылке из письма Андрей сразу оказался на странице с пылесосом. Положил его в корзину и кликнул «оплатить». Открылась форма, где нужно было вбить данные карты. Он удивился, так как уже привязывал ее к личному кабинету, но решил, что просто сбились настройки. Ввел реквизиты, код подтверждения. Деньги списались.

На следующий день он зашел в кабинет на маркетплейсе, чтобы проверить статус заказа, но не нашел никаких следов покупки. Написал в техподдержку и узнал, что никакого заказа не было. Андрей предъявил доказательства — чек из онлайн-банка. Тут и выяснилось, что платеж ушел не маркетплейсу, а компании с похожим названием.

В чем суть обмана: мошенники часто рассылают людям заманчивые предложения по электронной почте, через соцсети и мессенджеры — обычно они активизируются перед праздниками и в периоды распродаж. В их сообщениях всегда есть ссылка, по которой можно купить товар с дополнительной скидкой. Но вместо сайта реального магазина она ведет на сайт-двойник. С его помощью преступники воруют деньги и данные карт доверчивых покупателей.

Если бы Андрей присмотрелся к адресу отправителя и вложенной ссылке, то заметил бы, что они отличаются от настоящих (иногда буквально на одну букву).

Как стоит поступать: когда вы получаете сообщение от знакомой компании, внимательно проверьте отправителя. Аватарка с логотипом компании не гарантирует, что вам пишет представитель настоящего магазина. А если адрес хотя бы одним символом отличается от официальной почты организации, письмо лучше сразу удалить.

Не торопитесь переходить по ссылкам от незнакомцев. Вы рискуете попасть на фишинговый сайт — клон настоящего магазина.

Лучше всего самому зайти в приложение или на официальный сайт магазина — персональные скидки вы увидите после авторизации. При этом ни по каким ссылкам переходить не придется.

Если вы все же оказались на поддельном сайте и ввели там реквизиты карты — лучше немедленно ее заблокировать и перевыпустить. Иначе велика вероятность, что мошенники снимут с нее все деньги. При этом банки не компенсируют потери, так как вы сами нарушили правила безопасности и передали данные карты мошенникам.

Фото: freepik.com

Заботливая, но фальшивая техподдержка

Вскоре Андрей чуть было не угодил еще в одну ловушку. Один из маркетплейсов по ошибке списал с его счета больше денег, чем нужно. Не только плату за сам товар, но и комиссию за возврат, которого он не делал. Возмущенный Андрей зашел на официальную страницу магазина в популярной соцсети и высказал недовольство в комментариях.

Через несколько минут в той же соцсети ему пришло личное сообщение от аккаунта с логотипом маркетплейса. Собеседник представился менеджером службы поддержки, извинился и предложил быстро уладить ситуацию. Обещал, что Андрею компенсируют списанную комиссию в двойном размере.

Собеседник прислал ссылку: в специальной форме надо было ввести реквизиты карты, на которую вернутся деньги. Все выглядело как обычный сервис банковских переводов. Но в этот раз Андрей сразу заметил, что в адресной строке некоторые буквы в названии банка повторяются два раза. После этого он прекратил переписку.

В чем суть обмана: в группах маркетплейсов в соцсетях преступники выискивают людей, которые жалуются на проблемы с заказами, и точечно обрабатывают таких покупателей. Андрей не сразу догадался, что в личных сообщениях ему ответил вовсе не сотрудник магазина — мошенник просто поставил себе на аватар логотип торговой площадки.

Вот что пишет обманутый покупатель: «Получила уведомление от маркетплейса: „Доставка задерживается на две недели“. Решила отменить. Ждала ответа от службы поддержки три часа, не выдержала и написала гневный коммент в канале маркетплейса. Тут же получила сообщение: предложили отменить заказ и начислить 10 % бонусами...»

Форма возврата, которую присылают аферисты, на самом ведет на поддельную страницу банка. Поскольку они не просят денег, а наоборот — обещают возврат, люди теряют бдительность и выдают секретные реквизиты карты.

Как стоит поступать: общайтесь со службой поддержки только в проверенных каналах — в чате приложения или сайта маркетплейса. Если решите использовать дополнительные каналы связи, используйте только те, что указаны на официальной странице магазина.

Не передавайте никому полные данные карты — срок действия, три цифры с оборота — ни в каких соцсетях и мессенджерах. Тщательно проверяйте адреса сайтов, на которых вас просят ввести свои данные.

Фото: freepik.com

«Угон» аккаунта

Андрей только проснулся и увидел в смартфоне целый ворох уведомлений о списании с карточки. Каждое на небольшую сумму — до 1000 рублей, но в целом денег ушло довольно много, и все — за покупки на маркетплейсе.

Он попытался зайти в личный кабинет на сайте интернет-магазина, но не смог. Попробовал авторизоваться с помощью электронной почты и обнаружил, что в нее войти тоже не получается.

Когда удалось восстановить доступ к ящику, Андрей увидел, что ночью приходили письма о смене пароля от кабинета на маркетплейсе. Вернув доступ к профилю в интернет-магазине, он обнаружил десяток заказов: это были странные товары вроде насадки с цветной подсветкой на кран для воды.

В чем суть обмана: преступники взломали почту Андрея и с ее помощью вошли в его аккаунт на маркетплейсе. Набрали фейковых заказов в своей фирме-однодневке. Всё оплатили картой Андрея, которая была была привязана к его аккаунту. А так как каждая покупка не превышала 1000 рублей, коды подтверждения операций от банка им не потребовались. Аферисты рассчитывали обмануть как можно больше покупателей и скрыться до того, как интернет-магазин начнет разбираться в ситуации и удалит их фирму из списка продавцов.

Как действовать: когда заказы оформлены от вашего имени на настоящем маркетплейсе, просто отмените их. Некоторые площадки берут комиссию за отказ от товаров — в таком случае напишите в поддержку и подробно расскажите, что произошло. Требуйте проверить поставщика и полностью вернуть вам деньги.

Возникнут проблемы с возвратом — подайте жалобу на маркетплейс в Роспотребнадзор. Если это не поможет, остается обращаться в суд.

Чтобы избежать подобных проблем, используйте для электронной почты сложный пароль. Лучше брать комбинации не меньше восьми символов — с цифрами, прописными и строчными буквами. Для каждого аккаунта на сайтах магазинов, банков и других организаций создавайте свой пароль.

Стоит завести отдельную карту для интернет-покупок и каждый раз переводить на нее нужную сумму прямо перед оплатой. Или вообще не сохранять данные карты для оплаты в разных сервисах и магазинах — просто вводить их перед каждой покупкой. И уж точно не нужно привязывать к сайтам кредитки. Если профиль с такой картой взломают, есть риск остаться не просто без денег, но и в долгах.

Фото: freepik.com

Легкий заработок

Однажды Андрею предложили подзаработать на любимом маркетплейсе. Вакансия пришла в мессенджере от незнакомого человека. Обязанности были прописаны невнятно, зато кандидатом мог стать любой человек старше 20 лет. Доход обещали от 5 000 до 20 000 рублей в день.

Андрей сразу понял, что это очередной развод: никто не будет платить такие деньги за легкую работу людям без всякого опыта. Но из интереса решил поболтать с аферистами. Представился Игорем Катамарановым, сказал, что работает в НИИ, но его интересует дополнительный доход.

«Менеджера» это устроило. Оказалось, что они ищут «трейдера маркетплейса», в обязанности которого входит «увеличение конверсии и объема транзакций». По словам собеседника, это только кажется сложным — всему научит куратор.

Для начала достаточно зарегистрироваться на маркетплейсе по специальной ссылке от куратора. Там же нужно внести депозит. Если отправить 500 рублей — вернется столько же плюс 30 %. За 1000 рублей — уже 50 %, а за 3000 рублей — все 70 %.

Андрей даже не стал уточнять, о каких «транзакциях» и «конверсиях» идет речь. И выяснять, за счет чего он получит такую бешеную прибыль. Сделал вид, что со всем согласен, и тут же получил ссылку. Сайт, на который он попал, копировал дизайн настоящего маркетплейса. Но картинки на нем были растянуты, баннеры наезжали друг на друга, на главной странице встречались опечатки. Конечно, Андрей не стал вводить там свои данные и уж тем более отправлять деньги.

В чем суть обмана: преступники часто завлекают людей в свои сети обещаниями дистанционной работы и высоким заработком. Задачи могут быть самыми разными, — к примеру, оформлять заказы на сайте маркетплейса, затем отменять их. Или просто ставит «лайки» на указанных товарах, добавляя их в избранное в личном кабинете. Якобы это повышает рейтинги выбранных продавцов и самой торговой площадки, и маркетплейс готов оплачивать такие услуги.

Вот что пишет обманутый покупатель: «Написали с неизвестного номера в мессенджере, предложили легкий заработок: всего лишь нужно ставить „сердечки на товарах“ — за каждый заплатят 50-70 руб. Причем деньги в размере 400 руб. реально перевели на мою банковскую карту. После этого „работодатель“ предложил завести личный аккаунт на сайте с похожим на маркетплейс названием и уже там на виртуальный счет я стала получать „зарплату“. Но когда попыталась снять якобы заработанные 10 тыс. руб., оказалось, что нужно заплатить комиссию, я оплатила 1 тыс. рублей, но после этого меня попросили оплатить другую комиссию, тут я поняла, что меня обманули».

Материалы по теме

Как действовать: не верьте обещаниям высокого заработка за неквалифицированный труд без опыта работы. Обращайте внимание на список обязанностей: расплывчатые формулировки — явный признак обмана.

Если потенциальный работодатель выходит с вами на связь в мессенджере или через соцсети, уточните, есть ли информация о вакансии на сайте компании или популярных ресурсах для поиска работы. Впрочем, иногда даже на известных рекрутинговых сайтах попадаются ненастоящие объявления — так что не теряйте бдительности на собеседованиях.

И, главное, не связывайтесь с людьми и компаниями, которые просят внести плату за регистрацию в их сервисах, перечислить «страховой взнос» или купить что-то, чтобы начать работать. Почти наверняка это мошенники.

По материалам проекта «Финансовая культура» ЦБ РФ

Рекомендуем почитать