Экономика
«Уникальное видовое богатство»: представлены итоги исследования биоразнообразия на Таймыре

27.11.2023

Результаты двухлетней работы

Углубленное изучение биоразнообразия стартовало в 2022 году и продолжилось в 2023-м. Главной целью научной работы стало определение степени воздействия горно-металлургических производств на живую природу Севера. Ученые оценивали видовое разнообразие позвоночных и беспозвоночных животных, обитателей водных экосистем, растений, насекомых и микроорганизмов.

«За два года получен колоссальный материал. Видовое богатство и его разнообразие, может быть, и не сравнимо с умеренными широтами, но оно уникально. Мы наблюдали хрупкость северной природы и в то же время её невероятную устойчивость и способность к адаптации. Для меня было очень неожиданно, что адаптационные характеристики живых систем в территориях исследования очень высокого уровня», — рассказал научный руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН Виктор Глупов.

Научный руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН Виктор Глупов

Академики пришли к выводу, что наибольшее влияние на биоразнообразие наблюдается там, где непосредственно расположены горно-металлургические производства, однако по мере удаления от них экосистемы постепенно меняются и восстанавливаются. Таким образом были определены зоны значительного, среднего и незначительного воздействия предприятий, а также так называемый фон, где антропогенный фактор отсутствует вовсе. При этом, помимо производств, на градацию влияет рельеф, роза ветров, климат и городская жилищно-коммунальная инфраструктура.

«Норникель» создал сайт о своих экопроектах

«Мы также смотрели на охраняемые и краснокнижные виды, и в некоторых случаях они встречаются даже в зонах среднего влияния. То есть они тоже способны адаптироваться при условии сохранения среды и отсутствия полного освоения территории человеком. Конечно, есть определенные виды организмов, которые никогда не будут там, где присутствуют хотя бы малейший шум и пыль. Но если брать, например, зайца или косулю, то близ предприятий их даже больше, чем в фоновых территориях», — отметил Виктор Глупов.

Фауна Таймыра

Только в Норильском промышленном районе исследователи насчитали 1524 вида ключевых групп организмов, в том числе 75 видов птиц, 17 видов млекопитающих и более 500 видов беспозвоночных. Там же был обнаружен совершенно новый вид жуков-долгоносиков, которому теперь предстоит дать название. Чтобы привести всё многообразие полученных данных к единой и понятной системе, ученые использовали ИПСЭ — интегральный показатель состояния экосистем.

Данная методика помогла значительно упростить оценку степени изменений биоразнообразия, и теперь сибирские академики намерены описать её в ведущих мировых научных журналах.

«Наша поддержка помогла научному сообществу применить абсолютно новые, уникальные и дорогостоящие методы исследования. В свою очередь, мы получили объективную и честную картину того, что происходит в Норильске и на территории Таймырского муниципального района, и эта база данных уже позволила создать нам ряд экологических программ. В частности, благодаря этим исследованиям была создана программа «„Чистый Норильск“», — прокомментировал вице-президент «Норникеля» Андрей Грачев.

Водоемы и почва

Всего в ходе Большой научной экспедиции было изучено более 73 тыс. кв. км территории в трех регионах страны. Ученые смогли оценить состояние живых организмов, обитающих и в воздухе, и в воде, и почвах. Так, по словам члена-корреспондента РАН, доктора биологических наук Михаила Гладышева, исходя из состояния водных экосистем на том же Таймыре, можно сделать вывод, что не все озера близ промышленных объектов подвержены антропогенному влиянию.

«Из 13 озер, исследованных в поясе значительного воздействия в 2023 году, лишь в двух обнаружено загрязнение воды», — сообщил ученый, добавив, что озера, согласно наблюдениям, склонны к биологическому самоочищению.

Член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Михаил Гладышев

Еще один любопытный вывод биологов заключается в том, что видовое разнообразие рыб в устьях рек в поясе значительного воздействия предприятий — весьма высокое. Особенно в устье реки Амбарная, подвергшейся разливу дизтоплива в 2020 году. Как ни странно, это обусловлено ростом микроорганизмов и кормовой базы для рыбы на фоне попадания в воду нефтепродуктов.

«Данный результат не является удивительным для нас, поскольку он был фактически предсказан по итогам наших исследований еще в 2020 году. Это связано с тем, что нефтяное загрязнение оказывает не только отрицательное, но и стимулирующее влияние на зоопланктон за счет питания микроорганизмами, развивающимися после разлива. В 2020 году в устье реки Амбарная, ниже бонового заграждения, нами уже была отмечена вспышка численности биомассы зоопланктона», — пояснил Гладышев.

Также в ходе экспедиции исследователи зафиксировали наличие природных аномалий природного происхождения, связанных с особенностями неглубокого залегания руд, богатых металлами. Прежде всего, данные аномалии сказываются на почвах, которые являются важнейшим компонентом биосферы и экосистем.

Труды ведущих специалистов — на благо природе

Помимо ученых, в Большой научной экспедиции участвовали представители заповедников «Лапландский» и «Пасвик», имеющих свой уникальный опыт по наблюдению за экосистемами. Как рассказала Наталья Поликарпова, директор «Пасвика», расположенного в Мурманской области, заповедник с 2006 года сотрудничает с Кольской ГМК «Норникеля» и с тех пор занимается изучением состояния природы как в районе предприятия, так и вдоль всей линии границы России и Норвегии, а также Финляндии и Мурманской области. Специалисты следят за структурой экосистем, используют уникальные методы анализа компонентов природы, ведут учет численности видов, проводят оценку биомассы.

Столь комплексного и масштабного изучения биоразнообразия, которое охватывало бы такие обширные территории и такое количество компетенций, в России за последние десятилетия не проводилось. В дальнейшем полученные данные лягут в основу корпоративных программ «Норникеля» по мониторингу и восстановлению биоразнообразия. При этом научные исследования будут продолжены для отслеживания динамики изменений в природе.

«Просто сходить один раз — это здорово, но все-таки нужно видеть тенденции на достаточно большом протяжении времени. Поэтому мы бы хотели и дальше продолжать исследования, оценивать, насколько наше влияние негативно и снижать его до приемлемого для природы уровня. Всё-таки человек, как биологический вид, зависит от состояния окружающей среды. Но чтобы жить в гармонии с природой, нам нужно не совершать какие-то хаотичные действия, а иметь научную основу», — прокомментировал вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норникеля» Станислав Селезнев.

Вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норникеля» Станислав Селезнев

Также в настоящее время ученые СО РАН разрабатывают документ, содержащий единые правила поведения хозяйствующих субъектов в Арктической зоне РФ, который «Норникель» намерен использовать в стратегии своего развития. Не исключено, что данное руководство возьмут на вооружение и другие крупные компании, поскольку к Большой научной экспедиции в настоящее время приковано внимание и науки, и бизнеса, и общественности, и органов власти.

«Проведенная комплексная научная работа — новая веха не просто в изучении Таймыра, а в вопросах научно-технологического развития страны. Уверен, полученные результаты позволят совершенствовать технологии работы в Арктике и задать новые мировые стандарты деятельности за Полярным кругом», — считает губернатор Красноярского края Михаил Котюков.

Представление итогов Большой научной экспедиции

Подробнее познакомиться с результатами двухлетнего исследования по биоразнообразию на Севере России можно на портале.

Кристина Иванова специально для Newslab, фотографии предоставлены компанией «Норникель»