Сейчас время активного таяния снега, вредные вещества потекут сначала в близлежащий ручей Серебряный, а потом в реки — Бугач, Качу и Енисей. И таких снегоотвалов на сегодняшний день в Красноярске десять.
На улице Высотной, около территории бывшего рынка, 21 марта состоялось экстренное выездное совещание, на котором присутствовали депутаты городского Совета, а также представители Росприроднадзора, прокуратуры, администрации и коммунальных служб города.
«Главное сейчас — исключить попадание талых вод в ручей!»
«Безусловно, ситуация вызывает у нас большие опасения. Рядом находится ручей, это один из основных объектов нашего беспокойство. Нам пояснили, что это снег, собранный преимущественно с дорог, соответственно он наиболее загрязнен, здесь есть и остатки нефтепродуктов, и бытовой мусор, и куча всяких других микроэлементов, которые находятся у нас в воздухе», — рассказал Артём Речицкий, председатель комиссии по охране окружающей среды Красноярского городского Совета депутатов.
По его словам, представители городского хозяйства для устранения проблемы предложили несколько вариантов; в срок до 15 апреля в городской Совет должен быть представлен четкий проект мероприятий — что именно будет сделано. Ранее департамент говорил о вывозе снега за пределы города, но теперь речь идет о том, что будет сооружена некая искусственная плотина, обваловка, и сделан приямок, откуда будут откачивать талые воды.
«Надеемся, что эти планы реалистичны. Сейчас ключевая задача — исключить попадание талых вод в ручей. Представители САТП, чьими силами и средствами, скорее всего, это будет делаться, говорит о том, что соответствующая техника и опыт у них имеется. Мы свою очередь будем контролировать эту ситуацию и попросили на эту ситуацию обратить внимание главу города. На самом деле, свезенный снег — это отходы, потому что он впитал в себя всё, что есть у нас в воздухе и собрал всё, что есть на дорогах. В нем не только реагенты, которыми посыпают дороги, но и угольная пыль, которая оседает в частном секторе и в районах вблизи котельных», — предупредил депутат.
«Грязный снег просто вываливают в поле»
«Администрация города Красноярска ежегодно своим постановлением определяет места для хранения снега, так называемые снегоотвалы. Но нужно учесть, что в 2021 году природоохранная прокуратура проводила проверку в отношении безопасности снега, собираемого с улиц города, — пояснил Павел Гудовский, председатель Общественного совета при Минэкологии, экоэксперт. — После химического анализа было установлено, что снег с городских улиц Красноярска настолько грязный, что относится к 5 классу отходов. Это не просто снег — это отход. А если это отход, то с данным видом отходов разрешает нам законодательство природоохранное, санитарно-эпидемиологическое обращаться только особым образом: возить — только на спецтехнике, размещать можно только в специально оборудованных местах. В общем, с отходом, который несет опасность объектам окружающей среды, необходимо обращаться таким образом, чтобы была соблюдена безопасность».
Как рассказал Павел Гудовский, после этой проверки природоохранная прокуратура вышла с предупреждением и иском к администрации, чтобы те «исправили все свои ошибки с этим грязным снегом».
«Администрация тогда отчиталась, что они построили специализированные площадки с изолирующим материалом, чтобы в случае таяния снега эта грязь никуда не попадала — не загрязняла ни почву, ни водные объекты. С отваловкой, чтобы это не вытекало. И такие специализированные площадки они создали для временного хранения — 11 месяцев, не больше, а в последующем надо тоже либо утилизировать, либо везти на спецполигон».
«В этом году проехались по всем объектам и увидели — нет там никаких специализированных объектов. Просто поле, куда валят грязный снег. Так и не увидели ни одной снегоплавильной станции, которые бы работали, хотя одно время была информация, что они приобретены и их эксплуатируют. А у нас сейчас этот год выдался снежный — здесь, конечно, нет вины администрации, но готовиться к зиме в Сибири и не ждать снега — это странно. И администрация должна была эти работы провести должным образом. На деле, когда приезжаем на все объекты, видим там огромные кучи грязного опасного снега, которые находятся на необорудованных площадках, а если брать на Высотной — то практически на ручье».
По словам экоэксперта, всё, чем загрязнен воздух в Красноярске, оседает на снег. По официальным данным, в атмосферном воздухе краевой столицы — 600 загрязняющих веществ.
«Думаю, что спектр веществ будет отличаться от того, где этот снег собран. С дорог — это непосредственно от выхлопных газов автомобилей, остатки колодок, резины. Если рядом с частным сектором, то это загрязняющие вещества, которые характерны для выбросов от угольного отопления. Возле предприятий — то это те загрязняющие вещества, которые являются маркерами предприятий, которые их выбрасывают. В общем, там такая солянка опасная, в которой совершенно точно ничего полезного нет».
«В Красноярске теперь 10 локальных очагов загрязнения — то есть всё растает и в земле сконцентрируется. Там, где есть подземные воды рядом, водоемы, всё уйдет туда и окажет негативное влияние. Дальше это повлечет уничтожение биологических ресурсов — рыб, растений в воде, мальков. Также напрямую повлечет вред здоровью населения, потому что все водоемы у нас по итогу попадают в Енисей, а с Енисея осуществляется водозабор. И вообще мы питаемся с Енисея. Конечный потребитель всего этого „богатства“ — человек, значит все вернется к нам в организм. И как это повлияет на здоровье человека — остается только догадываться. Но еще раз — ничего полезного от этого точно не будет!», — заключает Павел Гудовский.
«Талые воды угрожают экосистеме»
Скопления черного снега — прямое следствие угольного неба Красноярска, накрывающего город с каждой зимой всё плотнее. В облаках, как в вате, скапливаются загрязняющие вещества от печей частного сектора и малых котельных, необорудованных никакими системами очистки. И вся эта сажа и грязь вместе со снегом спускается на город.
«Благодаря своей пористой структуре снег может накапливать и удерживать большое количество загрязняющих веществ и дорожной пыли, — пояснил Руслан Шарафутдинов, директор института географии и экологии СФУ. — Большинство основных загрязняющих веществ, присутствующих в атмосфере города Красноярска, можно обнаружить в снежном покрове, хотя разные соединения ведут себя по-разному при контакте со снежным покровом. Некоторые загрязнители абсорбируются снегом, длительное время удерживаются, а какие-то достаточно быстро выделяются обратно в атмосферу. При контакте загрязняющих веществ со снегом могут возникать и новые химические соединения разной токсичности. Все те вещества, которые в течение 140-160 дней холодной части года накапливались в снежном покрове, весной, после таяния, попадут в почву или в реку Енисей. Чем больший уровень загрязнения воздуха был в городе зимой, тем большую угрозу для водных экосистем такие талые воды несут.
Стоит заметить, что непосредственно для самого снега не установлены нормативы содержания химических элементов и веществ, поскольку это неудобно — снег имеет разную плотность и пр. Поэтому соответствие нормативам устанавливают в талой снежной воде. В данном конкретном случае их следует сравнивать с требованиями, предъявляемыми к воде систем централизованного питьевого водоснабжения. Они изложены в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
По словам ученого, в талой снеговой воде города можно обнаружить повышенные концентрации мышьяка, кадмия, свинца, меди, цинка, ртути, ванадия, марганца, молибдена, нефтепродуктов, бензапирена. В 1 миллилитре снеговой талой воды может находиться до сотни тысяч бактерий. В основном это сапрофитные коринебактерии, составляющие важную часть микрофлоры воздуха и безвредные для организма. Очень сильно варьирует в талой снеговой воде содержание хлоридов — это непременные компоненты противогололедных реагентов, которые с дорог переносятся на довольно большое расстояние на прилегающую к дорогам территорию.
«Немалая часть загрязняющих веществ, присутствующих в снеге, плохо растворяется в воде, и после таяния и высыхания снега превратится в пыль, которая будет вновь переноситься ветром, загрязняя атмосферный воздух. Состав таких частиц очень разнообразен: это частички, состоящие из углерода, на которых осаждены металлы и некоторые полициклические органические соединения; продукты износа деталей автотранспорта; природные минералы и многие другие», — говорит Руслан Шарафутдинов.
В качестве примера ученый приводит данные по концентрированию элементов в твердой фазе снега, отобранного в центральном районе Красноярска весной 2023 года. Так, по отношению к почвам экопарка «Гремячая грива», пробы показали превышение: молибдена в 5,8 раз; ванадия в 5,7 раз; цинка в 3,5 раз; вольфрама в 3,3 раза; меди в 2,8 раз; свинца в 2,6 раз; марганца в 2,3 раза. Эти данные указывают именно на те химические элементы, которые поступают в снег в центре города в результате техногенеза. То есть в результате оседания из атмосферы выбросов автотранспорта, топливосжигащих установок, различных производств и т. д.
«В том снеге, который убирают непосредственно с проезжей части, содержание загрязняющих веществ, конечно, значительно больше по сравнению со снегом с придомовых территорий или тротуаров. В нем значительно больше нефтепродуктов, сажи, значительно больше меди и цинка», — поясняет ученый.
Содержание меди в твердой фазе такого снега достигает на центральных улицах Красноярска 7788,24 мг/кг. Ее источником являются продукты износа накладок тормозных колодок. На сегодняшний день медь является основным компонентом фрикционных материалов для высокоэффективных тормозных колодок, снижающим износ колодки и диска, увеличивающим эффективность теплоотвода.
«Поступление таких частиц в речные воды представляет серьезную опасность, поскольку меди свойственна высокая токсичность по отношению к водным экосистемам. По этой причине, кстати, в некоторых странах мира приняты законы, ограничивающие применение меди в материале тормозных накладок», — заключает Руслан Шарафутдинов.
Интернет-газета Newslab