Главная
>
Статьи
>
Дмитрий Кипнис: «За время своей работы краевая служба государственного заказа провела конкурсов на 2 млрд. рублей»

Дмитрий Кипнис: «За время своей работы краевая служба государственного заказа провела конкурсов на 2 млрд. рублей»

19.04.2004
2

Директор Краевого государственного учреждения "Служба государственного заказа Красноярского края"

Родился 4 июля 1968 г. в Киеве.
Образование высшее: Академия управления им. С. Орджоникидзе по специальности «Управление строительством и городским хозяйством» (1985-1992), Институт защиты предпринимателя, (г. Москва), по специальности «Юриспруденция» (1999-2002).
1986-1988 – служба в рядах Советской Армии, десантно-штурмовая бригада.
Май 1991 – ноябрь 1991 – Сберегательный банк РСФСР, сотрудник хозяйственного управления.
Декабрь 1991 - сентябрь 1994 - АО Биржа «Московская торговая палата», помощник президента биржи.
Октябрь 1994 – март 1996 – Всероссийский биржевой банк, Москва, управляющий отделением Управления по работе с филиалами.
Апрель 1996 – июль 1997 – АО Издательство «Коммерсантъ», Москва, спецкорреспондент.
Август 1997 – март 1999 – ООО компания «Техноком», Москва, заместитель директора по материально-техническому обеспечению.
Апрель 1999 – ноябрь 2001 – ОАО «Кольская горно-металлургическая компания», начальник управления материально-технического снабжения.
Ноябрь 2001 – сентябрь 2002 – ГОУ «Служба государственного заказа Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, директор.
Сентябрь 2002 – февраль 2003 – Администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, заместитель губернатора по финансовым и экономическим вопросам. 

Март 2003 – по настоящее время – КГУ «Служба государственного заказа Красноярского края», директор.

Женат, трое детей: два сына и дочь.


Дмитрий Кипнис

Когда было создано КГУ «Служба государственного заказа Красноярского края»?

Юридически Служба создана в феврале 2003 года, хотя подготовительные работы велись с ноября 2002 года.

Год работы позади, каковы его результаты?

Несмотря на отсутствие помещения и телефонной связи, уже в первые два месяца работы были проведены конкурсные торги по Северному завозу. В связи с ликвидацией Управления продресурсов, функции по проведению конкурса на поставку продуктов питания для бюджетных учреждений так же перешли к Службе, сам конкурс был проведен в июне 2003 года. В течение всего года шел отбор сотрудников. Был разработан классификатор товаров более чем на сто тысяч наименований, которые приобретаются бюджетными учреждениями, что стало основой для разработки и запуска в эксплуатацию автоматизированной информационной системы по учету госзакупок.

В октябре прошлого года по инициативе Службы были внесены изменения в краевой закон «О краевом государственном заказе», который ограничил предоплату по контрактам до 20%.

В декабре 2003 – марте 2004 годов были проведены более десятка конкурсов на право поставки различных товаров. Сейчас эта работа вошла в стабильный режим, при котором каждую неделю проводится несколько конкурсов. На настоящий момент с учетом Северных завозов 2003-2004 годов Службой проведены конкурсы на сумму около 2 млрд. рублей.

В чем задачи Службы госзаказа?

Основная задача нашей Службы заключается в организации тендера, как процесса. Мы не выбираем поставщиков, не распоряжаемся бюджетными средствами, выделяемыми на приобретение той или иной продукции. Мы обеспечиваем полное соответствие процедуры размещения государственного заказа действующему российскому и краевому законодательству.

Можете подробнее рассказать о том, как проходят тендеры?

Тендеры, по сути, представляют собой процедуру отбора поставщиков для осуществления поставок для государственных нужд. При этом заседания конкурсных комиссий являются лишь малой частью всей работы, связанной с их проведением. Отправной точкой является сам процесс формирования бюджета, когда бюджетополучатели решают, какая продукция необходима им для реализации своих функций.

После этого потребность в товароматериальных ценностях учреждения предоставляют в Службу. Данная информация анализируется, и принимается решение о целесообразности проведения централизованных торгов на ту или иную продукцию. Условия, выставляемые на конкурсные торги, готовятся с учетом всех нюансов, возникающих в процессе поставки товаров – это и место поставки, и условия оплаты, и, конечно, качественные характеристики товаров. Во многих случаях приходится учитывать законодательные ограничения на поставки различной продукции. Только после того, как условия конкурса сформированы, подается объявление о проведении конкурса.

Где публикуется объявление?

В газете «Красноярский рабочий», а в случае с поставками за счет федерального бюджета и в федеральных средствах массовой информации. Это требование закона. Кроме того, в соответствии с внутренними инструкциями, каждый специалист в Службе, ответственный за проведение тендера, обязан пригласить для участия в конкурсе максимальное количество поставщиков, действующих на рынке края. Также информация о готовящемся или объявленном тендере доступна на официальном сайте Службы.

Как та или иная компания может принять участие в тендере?

В конкурсе может принять участие любой поставщик. Ему необходимо только обратиться в Службу и получить конкурсную документацию. Документация предоставляется каждому желающему бесплатно.

Что собой представляет процедура вскрытия конвертов?

Конкурсные заявки поставщики подают в запечатанных конвертах, которые вскрываются конкурсной комиссией в строго обозначенное время, в присутствии представителей претендентов. Каждый документ из конвертов перечисляется вслух и записывается в протокол. В обязательном порядке зачитываются и фиксируются цены и прочие существенные условия, предлагаемые каждой компанией. После этого члены комиссии обычно задают вопросы поставщикам по содержанию представленной заявки.

А когда подводятся итоги?

Комиссия назначает отдельное заседание, на котором принимается решение о победителе тендера. К этому заседанию эксперты Службы на основании конкурсных заявок составляют аналитические записки, позволяющие сравнить предложения конкурсантов по соотношению цены и качества продукции, репутации поставщиков, опыту аналогичных поставок и так далее. После этого комиссия начинает обсуждение.

Если есть необходимость, комиссия вызывает представителей компании для получения дополнительной информации, отсылаются запросы в соответствующие управления администрации края, министерства и ведомства РФ. Результаты данной работы заносятся в протоколы заседаний.

Проверяете ли вы до определения победителя реальное качество его продукции?

Безусловно. Технические характеристики заявленной продукции являются объектом пристального внимания комиссии и, пожалуй, наряду с ценой основным критерием выбора победителя.

Несет ли Служба ответственность за поставку бюджетополучателям некачественного товара?

Да, несомненно. Если после проведения тендера поставщик поставляет бюджетополучателю некачественную продукцию, то все, что требуется от последнего – это не принять ее и сообщить нам в случае отказа поставщика произвести замену, или если такое повторяется неоднократно. С такими поставщиками мы быстро расторгаем контракты и больше не допускаем их к участию в конкурсных торгах. В таких случаях очень важна бдительность заказчиков при приеме товаров. Это нормальная рабочая ситуация.

Как компания-участник может узнать об итогах тендера?

После подведения итогов конкурса Служба подает объявление в газету «Красноярский рабочий» и рассылает уведомления компаниям-победителям. Одновременно мы информируем бюджетополучателей-заказчиков. В уведомлении бюджетополучателю мы указываем победителя, перечень его цен и условий.

Кто входит в состав конкурсных комиссий?

Обычно в состав конкурсных комиссий входят представители Минэкономразвития по Восточно-Сибирскому округу, Главного финансового управления, Главного управления развития экономики и планирования администрации края, депутаты Законодательного собрания края, а также представители заинтересованных управлений администрации края и крупнейших учреждений-заказчиков.

Саму Службу госзаказа в конкурсной комиссии представляют двое: я и один из моих заместителей, курирующих соответствующее направление. Еще один сотрудник выполняет функции секретаря, то есть фиксирует все, что происходит, но в обсуждении и голосовании участия не принимает.

Губернатор говорил, что централизованный закуп лекарств для медучреждений края принесет бюджету экономию в 300 млн. рублей. Можете пояснить, как это произойдет?

Говоря об экономии 300 млн. рублей, губернатор подразумевал оптимизацию расходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов в части средств, направляемых на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения. Учитывая, что общая сумма расходуемых на медикаменты средств из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов составляет 1,5 млрд. рублей в год, указанная губернатором цифра экономии вполне реальная. Но для этого необходимо не только обеспечить низкие цены, но и рационально организовать работу по планированию потребности в медикаментах с учетом их качественных характеристик, по формированию плана централизованных закупок, а также ужесточить контроль над расходами и остатками медикаментов в лечебных учреждениях.

Если говорить только о вашем направлении, как оптимизировать расходы?

Факторов оптимизации достаточно много, но основными являются, во-первых, увеличение объемов закупаемых медикаментов, что достигается за счет централизации, и от чего напрямую зависит цена производителя; во-вторых, исключение посредников в процессе централизованного закупа. Достаточно эффективным фактором экономии является осуществляемый нами контроль над ценовой политикой лечебных учреждений, самостоятельно приобретающих медикаменты, не вошедшие в план централизованных закупок.

Каковы критерии выбора медикаментов, попадающих под централизованный закуп?

Централизованному закупу подлежат только медикаменты из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, входящих в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Красноярского края и в Краевые целевые программы. Перечень медикаментов, подлежащих централизации, формируется из плановых заявок лечебных учреждений путем отбора лекарственных средств, удельный вес которых в структуре расходов бюджета достаточно высок. Формирование этого перечня является многоэтапным процессом, в котором участвуют кроме нашего учреждения Комитет по контролю фармацевтической деятельности и Формулярная комиссия управления здравоохранения Красноярского края. Конечно, есть масса специализированных препаратов, применяемых в ограниченном числе учреждений в относительно небольших количествах. Выносить их на централизацию особого смысла нет.

Бытует мнение, что Служба фальсифицирует условия тендера, раздает «своим» права на поставку. Прокомментируете?

Заниматься подтасовкой результатов при проведении тендера не даст сама процедура его проведения. Во время вскрытия конвертов, в которых содержится вся информация о предложении компании-участника, в обязательном порядке мы зачитываем все цены по лотам, и представители всех компаний, которые подали заявку на участие, как правило, присутствуют при вскрытии конвертов, проверяют верность информации о них, записывают цены конкурентов. И надо сказать, что ни разу ни от одной коммерческой структуры, участвовавшей в тендере, к нам не поступали претензии.

Кроме того, решение о победителе принимается коллегиально, а представителей Службы в составе конкурсной комиссии меньшинство.

Как Вы можете оценить эффективность работы Службы?

Если говорить о прямом экономическом эффекте или, другими словами, об экономии бюджетных средств, то сокращение одних только операционных издержек чего стоит. Для примера: при проведении тендера организатор обязан подать два объявления в газету, общая стоимость которых около 10 тысяч рублей. Мы проводили тендер по продуктам для 74 заказчиков. Вот и считайте – только на объявлениях экономия более 700 тысяч. И эта экономия лишь малая часть от того эффекта, который достигается счет снижения цен из-за увеличения объемов поставки.

Еще один момент: депутат ЗС Алексей Клешко часто в своих выступлениях говорил, что у нас в администрации есть «потенциальный центр коррупции», подразумевая под этим нашу Службу. Даже без опровержения самого заявления можно сказать, что один такой «центр», лучше, чем 500, рассредоточенных по всему краю. Хотя бы потому, что у депутатов есть прямая возможность контролировать этот «центр», принимать участие в его работе.

Расскажите об особенностях организации Северного завоза?

Одна из ключевых особенностей Северного завоза в невероятно высокой ответственности, которая каждый раз ложится на нашу Службу.

В прошлом году был применен принципиально новый подход к проведению Северного завоза. Дело в том, что поставка топлива на территорию Крайнего Севера представляет собой многоэтапную операцию, которая включает в себя приобретение топлива, доставку его железнодорожным транспортом, перевалку, доставку водным транспортом по реке, выгрузку на местах и развоз автотранспортом до места хранения. Раньше на конкурс выставлялись отдельные этапы: отдельно определялся поставщик топлива, отдельно перевозчик, отдельно страховщик, отдельно компания-оператор. В прошлом году конкурс проводился на условиях поставки продукции до конечного потребителя.

Данный подход позволил упорядочить весь процесс. Теперь все обязанности были возложены на одну организацию-поставщика. Кроме того, мы отошли от промежуточного перехода права собственности. Получатели в районах принимали топливо не на заводе, и не в пунктах перевалки, как было раньше, приемка производилась на местах. Соответственно, все недостачи, произошедшие в процессе транспортировки, относились на убытки поставщика. Получатели производили оплату за топливо, фактически отгруженное на хранение в конечном пункте.

Расскажите подробнее о традиционных компаниях-участниках Северного завоза?

В Северном завозе можно выделить нескольких так называемых монополистов. Например, в ряд мест кроме Енисейского речного пароходства сегодня никто не может пройти, просто в других компаниях нет судов такого класса. ОАО «Красноярскнефтепродукт» обладает эксклюзивными перевалочными нефтебазами. Это наиболее крупные предприятия, способные взять на себя организацию всего процесса от начала до конца.

Вообще в Северном завозе участвует около 30 компаний. На слуху только основные участники, но есть еще перевозка угля автотранспортом на местах, выгрузка на берег, перегрузка в Лесосибирском, Дудинском портах и так далее.

Есть перспективы расширения ассортимента Северного завоза?

В настоящее время Служба организует тендер на поставку продуктов питания для Богучанского района. Кроме того, по инициативе глав северных районов, ведутся переговоры о включении в состав Северного завоза медпрепаратов и строительных материалов.

Служба имеет отношение к сельскому хозяйству?

Сельским хозяйством мы занимаемся только в части организации конкурсов на поставку средств защиты растений. В начале марта по заказу Управления АПК провели тендер на поставку гербицидов и протравителей семян для нужд сельхозтоваропроизводителей края.

А ГСМ?

Топливо сельхозпредприятиям поставляет ГП «Сельхозобъединение», а оператором является «Красноярскнефтепродукт». Следовательно, вопрос определения поставщика также находится в ведении ГП. Служба госзаказа оказывает помощь в вопросе ценообразования и организации поставки. Тендер не проводится, но жесткий отбор участников идет. В этом году первую партию мы берем у Торгового дома «ЮКОС», предложившего действительно выгодные условия, но говорить наверняка, что и дальше ГП будет закупать топливо именно у этой компании, нельзя. Это зависит от последующих предложений как «ЮКОСа», так и других производителей нефтепродуктов.

Теоретически ГП «Сельхозобъединение» может обратиться в Службу на проведение тендера?

Да, конечно. Но, к сожалению, нефтепродукты относятся к той категории товаров, с которыми чудес не происходит. Базовые условия ясны и определены. Поэтому к подписанию договоров с поставщиками нефтепродуктов чаще всего приходят путем прямых переговоров.

У Вас есть свободное время?

Практически не бывает.

Увлечения?

Коллекционирую значки. Стараюсь каждое воскресенье посещать клуб коллекционеров в Городском ДК.

 

Беседовал Игорь Исеев

Рекомендуем почитать