Не удивляйтесь внеочередному выпуску нашего обзора. Праздники сыпятся один за одним, только успевай поворачиваться! Не успели отпраздновать День космонавтики, как новая оказия – финал конкурса молодых дизайнеров одежды «Поколение М». Ну как обойти вниманием такое событие? Нашей рубрике это было бы просто непростительно.
Когда-то, очень и очень давно одному нашему предку пришла идея облачиться в шкуру убитого им животного – так началась история одежды. А спустя пару дней – когда вдохновленный первооткрыватель пал от дубины своего соплеменника, полагавшего, что шкуру надо не запахивать, а подпоясывать, – родилась мода. Понять пращуров можно, но простить – никогда. Именно на них лежит вина за те мучения, которым подвергается современный человек каждый раз, собираясь влезть в какую-нибудь чрезвычайно удобную тряпицу. Ибо в этот самый момент невесть откуда возникают толпы дизайнеров в умопомрачительных костюмах и начинают сыпать советами - противоречивыми и ещё более невероятными, чем их костюмы. А мы – несчастные жертвы моды – вместо того чтобы, последовав примеру далёкого предка, разрешить стилистические разногласия с помощью чего-нибудь тяжелого, слушаем, верим и отправляемся тратить заработанные тяжким (или не очень) трудом деньги на воплощение их фантазий в нашу жизнь. Но по непонятным причинам всё происходящее не только не заставляет нас страдать, но и доставляет удовольствие, а к местам массового скопления дизайнеров мы устремляемся с рвением поистине мазохистским.
В Красноярске традиционная точка в пространстве–времени, где собираются одержимые модой, - фестиваль молодых дизайнеров одежды «Поколение М». В минувшую пятницу как раз и состоялся финал пятого фестиваля, коему, собственно, и посвящен этот выпуск модных штучек. «Поколение М» – не только самое стильное, но и самое красивое событие года в Красноярске, и ни один другой проект не способен это оспорить. Кроме того, речь идёт о крупнейшем модном мероприятии по нашу сторону Уральских гор. Прежде фестиваль являлся ещё и весьма заметным светским событием. Однако в этом году, лишённый присутствия фантастически очаровательной Эвелины Хромченко, весьма забавной Татьяны Михалковой и ряда других заметных персон, к которым здесь уже стали привыкать, он несколько потерял в светскости. Что, впрочем, ни в малейшей степени не отразилось на его профессиональном уровне.
В конкурсной части финала были представлены коллекции более двадцати дизайнеров, отобранных из почти ста претендентов. Пожалуй, появление на улицах города граждан в вещах с подиума «Поколения» не шокировало бы добропорядочную публику, хотя и не смогло бы остаться незамеченным. Подавляющее большинство и конкурсантов, и гостей фестиваля представили очень даже «носибельные» вещи, которые могут занять достойное место в гардеробе большинства из нас. В сравнении с прошлыми годами pret-a-porte заметно преобладает. Впрочем, эту тенденцию можно проследить на протяжении всей истории фестиваля. Никто не спорит, fashion-коллекции – это замечательно, но для реального развития их одних явно недостаточно. И к молодым дизайнерам начинает приходить понимание данного факта, что, однако, вовсе не означает необходимости сдерживать свою фантазию или же отказываться от реализации наиболее ярких её проявлений.
В числе таких проявлений - коллекция Юрия Джайзера «Вася Insaid». При этом в свободное от творческих безумств время он занимается дизайном и изготовлением, скажем так, повседневной одежды. Тогда как «Вася Insaid» предлагает весьма оригинальное видение мужчины – беспомощного и сильного одновременно. Не удивительно, что именно она была признана «самой волнующей коллекцией». В деле осмысления посредством одежды места мужчины в современном мире Юрий не одинок. Компанию ему составляет Анна Романова с коллекцией «Ева и Адамы. Век матриархата», где мужчина предстаёт женственным и изнеженным. Впрочем, мысль о том, что внешних различий между полами остаётся всё меньше и меньше, не отличается особой новизной. На смену брутальному мачо приходит мужчина гладкий и ухоженный. Но пока он ещё в пути, находятся дизайнеры, смело экспериментирующие с более традиционными мужскими образами. И тут на подиум выходит милитари – стиль, обречённый оставаться, в большей или меньшей степени, актуальным из года в год.
В том или ином виде милитари присутствовал у нескольких дизайнеров, Наталья Блинкова в содружестве с фирмой «Покров» в коллекции «Антитеррор» предложила традиционное хаки с множеством удобных и практичных штучек. Кстати, именно она завоевала приз зрительских симпатий. Ребята, демонстрировавшие «Антитеррор», прыгали и размахивали автоматами с таким энтузиазмом, что охрана высокопоставленных чиновников, вынужденно покинувших «Поколение» в самом начале, могла бы у них многому поучиться. Иное видение этого стиля предложила в своём «Весеннем призыве» Марина Ример: армейские куртки, как в своём традиционном виде, так и оригинально переработанные, чёткие линии и кажущаяся внешняя простота. Мужчина по Ример получается этаким изящно-сексуальным героем, который уверен в себе и может позволить некоторые шалости.
Нельзя не заметить, что участники «Поколения М» чрезвычайно много внимания уделяют мужской моде. Видимо, создание одежды для сильного пола представляется дизайнерам более перспективным. И, действительно, мужчины стали интересоваться своим внешним видом значительно позднее женщин, а значит, для них всё ещё можно предложить нечто новое. Но это вовсе не означает, что женщины забыты красноярскими дизайнерами.
Гость фестиваля Татьяна Выграненко в своей коллекции «Ла вита» (одной из лучших в программе) обращается к актуальным в этом сезоне ориентальным мотивам. От каждой из её вещей - ощущение праздника. Неожиданные линии, яркие аксессуары, цыганско-хипповская роскошь, буйство цвета – благодаря всему этому ощущаешь себя гостем на индийском празднике.
Проповедниками ярких цветов выступают Марина Симакова (коллекция «Сан-Тропе») и Марина Гинелёва (коллекция «Блик от блика»). С буйством красок связаны и наименее удачные дизайнерские работы: в парочке коллекций кислотные цвета, использованные дизайнерами, просто поражали (в самом нехорошем смысле) воображение. Изрядно удивил Хаям Ханукаев, выставившей коллекцию «Кумиры» в двух вариантах: конкурсном и расширенном показательном. И если во втором варианте в ней можно было обнаружить хоть какие-то идеи, то в конкурсном она была откровенно скучна.
Но господство цвета не абсолютно, коллекции победителей отличаются определённой сдержанностью в этом смысле. И Наташа Цурикова (коллекция «Чайная» – приз любительского жюри (палаты представителей)) и дуэт Анна Киви и Анна Понамарёва («Двойной эспрессо с видом на город» – Гран-при фестиваля), используя насыщенные, но консервативные цвета, достигают эффекта повседневной роскоши за счёт чётких линий и ясных форм. Нельзя не заметить и обращения к эстетике начала двадцатого века, а в этом сезоне старомодность весьма актуальна.
Шуточно-жизнерадостные вариации на тему 20-х годов прошлого века предлагает Сергей Бахтин в коллекции «НЭП». Хорошее настроение и бодрость духа пропагандировала и Ангелина Эрф в своём «СМС».
Самая впечатляющая - демонстрация коллекции фирмы ENTON, разработанная при активном участии победителя третьего «Поколения М» Дмитрия Логинова (пожалуй, наиболее успешного красноярского молодого дизайнера). Показ, поставленный Дмитрием, отличался энергичностью и динамизмом, при этом максимально демонстрировались достоинства одежды. Лаконичный крой и классические цвета превратились в нечто поразительно сексуальное. Сдержанная городская коллекция, разработанная для серийного производства, оказалась изящной и вызывающей одновременно. Неплохую, но несколько скучную коллекцию представил и прошлогодний бонус-победитель Евгений Никитин. Апологет секонд-хенда, доказывающий право на существование этой одежды в мире моды и стиля, в коллекции «NIKITIN» предложил мужчинам крайне актуальный сегодня тренч, меховые шарфы, брюки с необычным, но неоригинальным кроем. Неплохо, но однообразно, тем более блекло всё это смотрелось после блестящего показа коллекции Логинова, работающего на том же «поле», но куда как профессиональнее.
Одно жаль: достаточно успешный проект, «Поколение М» держится лишь стараниями энтузиастов моды - в первую очередь, Натальи Агахановой. Вокруг фестиваля так и не выстроилась серьёзная структура, а без неё крайне сложно выполнять основную миссию – продвигать наших дизайнеров в мир моды. Красноярцы демонстрируют завидный профессиональный уровень, который заметно повышается благодаря стажировкам и участию дизайнеров в московской неделе моды, состоявшимся благодаря фестивалю. В регионе существуют все предпосылки для развития модной индустрии, наши дизайнеры готовы работать для массового производства. Но нет двух важных составляющих: людей, которые могли бы свести вместе производителей тканей, швейников и дизайнеров одежды, и серьёзных инвесторов, убежденных в перспективности и выгодности этого бизнеса. А перспективность вложений в российскую модную индустрию подтверждается опытом таких производителей одежды, как OGGI, ТВОЁ, тот же ENTON. А также тем, что такие серьёзные текстильные компании, как «Альянс «Русский текстиль» и «Гута текстиль», начинают развивать своё собственное швейное производство. И рассматривают завоевание рынка стильной одежды в качестве одного из основных направлений своего развития.
Саша Неймлес