Главная
>
Статьи
>
«Всадник по имени смерть»

«Всадник по имени смерть»

22.04.2004
3
Режиссёр: Карен Шахназаров
В ролях: Андрей Панин, Артём Семакин, Ксения Раппопорт


«Всадник по имени смерть»

Приступать к рассказу о фильме надо с самого начала, а начинается всё с огромных сияющих «рабочего и колхозницы», вплывающих в кадр под бравурную музыку. Сие величественное зрелище, судя по всему, призвано выступить в качестве очередного свидетельства возрождения в России большого кинематографа. Впрочем, о чём свидетельствует это кино, судить не мне, но еще до того, как всё те же «рабочий и колхозница» появлялись на экране в перекрещивающихся лучах прожекторов, Борисом Савинковым была написана книга «Конь бледный», по которой и снят этот фильм. Савинков (он же Ропшин), к слову, был известнейшим террористом, и поэтому книга его, представляющая собой некую смесь исторической правды и художественного вымысла, весьма любопытна и имеет определённую историческую ценность.


«Всадник по имени смерть»

Как почти любой исторический роман, «Конь бледный» будто предназначен для экранизации, а тут ещё и террор (в книге и в жизни) добавляет актуальности. Так что в самом факте переноса этой истории на экран нет ничего удивительного, поражает другое – почему за это априори непростое дело взялся Карен Шахназаров? Автор лиричного и печального, но насыщенного невероятным теплом «Зимнего вечера в Гаграх» и легендарного, почти бунтарского «Курьера» менее всего воспринимается в качестве режиссёра триллера, пусть даже исторического. А именно в качестве исторического триллера «Всадник по имени смерть» и позиционируется создателями.

До полноценного триллера картина не дотягивает, даже со скидкой на «наше кино». Не хватает напряжения и динамичности. В результате нам предлагается коктейль из исторического боевика и костюмной мелодрамы – вполне съедобно, но можно было сделать и «повкуснее». Ощущение, будто режиссер так и не определился, что же он хочет снять и соответственно – какую идею (при отсутствии идейного начала подобное кино теряет всякий смысл) донести до зрителя. Герои фильма, а по большей части это социалисты-бомбисты, то страдают оттого, что бомба у них не взорвалась, то – от несчастной любви.


«Всадник по имени смерть»

Любовные отношения здесь вообще пребывают в крайне запущенном состоянии: она (очаровательная барышня, изготавливающая бомбы) любит его (руководителя боевой ячейки), и он с ней спит (исключительно из соображений конспирации), но при этом любит другую (вполне светскую даму), с которой тоже спит, но эта другая замужем и мужа (жандармского офицера) оставлять не собирается, а в барышню-бомбистку безответно влюблён другой (рядовой террорист). Вот так вот всё у них сложно было в начале двадцатого века… Казалось бы, из этого любовного многоугольника может родиться кровавая драма, но нет – кроваво получилось (в том смысле, что все умерли, но рано или поздно это случается с каждым), а вот с драмой полный облом – глупость одна и маета, а не любовные страдания.


«Всадник по имени смерть»

Что же касается мук от невзорвавшихся бомб, то здесь дело обстоит несколько лучше. Террористы охотятся за условным Великим Князем, под которым подразумевается, видимо, дядя последнего императора московский генерал-губернатор Сергей Александрович. Неудачи, одна за другой преследующие пылких революционеров, подталкивают их к непростым размышлениям о судьбах своих и народных, сентенциям вроде «в бога не веришь, в социализм не веришь, в любовь не веришь», и какого ляда ты вообще небо-то коптишь? И вопрос «ты почему в террор пришёл?» звучит как «ты меня уважаешь?». А когда под аккомпанемент чарующей музыки Верди герой Андрея Панина, наконец, поражает Великого Князя выстрелом в грудь, ровным счётом ничего не происходит – остаётся всё та же бессмысленная пустота.

Возможно, главный посыл фильма в том и заключался, что насилием ничего изменить невозможно. Но в наши дни, когда от рук террористов, иногда таких же идейных и «благородных», как и герои картины, гибнут сотни невинных людей, их «Ваня, кучер и городовой» смотрятся не то что наивно, а неубедительно. Конечно, сегодня никто и представить себе не может, что может быть реализован успешный террористический акт против того же московского градоначальника, но смерти десятков людей от взрывов бомб и в результате «успешных» антитеррористических мероприятий забываются обществом уже через пару дней. Так что не тянут герои шахназаровского фильма на всадников апокалипсиса, для того чтобы пробить броню наших современников необходимо что-то более впечатляющее, а главное – волнующее.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать