Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Русская мечта о Париже»: в Красноярске поставили спектакль «Фиалка Монмартра»

«Русская мечта о Париже»: в Красноярске поставили спектакль «Фиалка Монмартра»

02.07.2024
7
Фото: Анна Оржеховская

Оперетта считается легким жанром, хотя работу артистов, в отличие от их коллег из оперы, легкой не назовешь. Ведь, кроме виртуозного владения голосом, в оперетте нужно уметь сыграть свою роль как драматический актер, да еще и участвовать в танцевальных номерах. Герои обязательно попадают во множество комедийных ситуаций, но завершается все обязательным хэппи-эндом. 

Написанная Имре Кальманом в 1930 году «Фиалка Момартра» относится к числу не самых популярных оперетт. Ее крайне редко ставят за рубежом, а в России спектакль идет далеко не в каждом театре. 

История «Фиалки Монмартра» крутится вокруг трех молодых парней: художника, поэта и композитора, а также двух девушек — певицы и простой цветочницы, которая продаёт фиалки на улице. Все они бедны и хотят преуспеть в жизни.

Оригинальная оперетта была намного длиннее и имела немного иной путь персонажей к счастливому финалу. Ставить спектакль пригласили команду из Москвы. Режиссер постановки Валерий Архипов решил сократить произведение, чтобы сделать его более динамичным и облегчить восприятие для современного зрителя.

«„Фиалка“ очень легкая, красивая. В ней много достойной музыки. Она прекрасно подходит для современного музыкального театра. Постановка классическая, но все же с адаптацией. Когда Кальман писал ее, там было много диалогов, все очень растянуто. Сегодняшняя ситуация не позволяет этого. Я очень много сократил диалогов, постаравшись сделать больше тинейджерскую историю. Мы представляли, что герои очень молодые, они только что закончили учебу, но пока, несмотря на свой талант, не могут себя реализовать», — рассказывал Валерий Архипов.

Дирижёр Московского театра оперетты Андрей Семенов, руководивший музыкальной частью постановки, пояснил, что им пришлось «развинчивать» оригинальное произведение на составляющие, а потом собирать его снова воедино.

«Мы старались сделать так, чтобы это понравилось самому Кальману. Самой главной задачей всех, кто работал над этим проектом, было сохранить ту необыкновенную красоту и свободу, которая заложена в музыке. Надеюсь, что спектакль понравится красноярскому зрителю. Он красивый и веселый, но с небольшой долей печали о молодости, которая, с одной стороны, в человеке живет всегда, а, с другой стороны, проходит. В то же время это спектакль о силе театра, все его второе действие происходит за кулисами. Театральные люди, к которым мы порой относимся снисходительно, не только талантливые и яркие, но еще и преданные, честные и непобедимые», — рассказал Андрей Семенов.

За художественное оформление спектакля отвечал художник из Москвы Сергей Новиков. В итоге созданный на сцене богемный район Парижа «освещают» сотни звёзд, а сами крыши Монмартра, среди которых происходит все действие, умеют «летать», освобождая, при необходимости, сцену для артистов. Все вместе создало атмосферу, которую авторы назвали «русской мечтой о Париже» — немного волшебном месте, где обитают творческие личности, и может произойти любое чудо.

Директор музыкального театра Ольга Романова уверена, что «Фиалка» сможет повторить успех своего предшественника — «Орла и Ворона», за который красноярцы получили три заветные «Маски».

Ну, а теперь, собственно о впечатлениях. На пресс-показе красноярцы услышали актеров из красноярской труппы. Их уровень профессионального мастерства не вызвал никаких сомнений. Но почему-то, может для привлечения внимания зрителей, на главные роли в первые дни показа, 28 и 29 июня, позвали солистов Московского театра оперетты Павла Иванова и Ольгу Белохвостову. 

Вообще все женские роли в постановке были сыграны и спеты замечательно, а среди мужских со своими комическими персонажами особенно запомнились «генерал-министр» и немецкий банкир. Находкой стали уличные музыканты, а очень уж эмоциональный дирижер Андрей Семенов порой даже отвлекал зрителей от происходящего на сцене.

Но небольшая ложка дегтя все же была. Претензии, правда, не к постановочной части, а к технической. Первое — театр очень нуждается в современной вентиляции. При 30 градусах на улице в зале было невозможно жарко и душно. То, что во время премьерного показа гостям раздали веера — прекрасно, но это не спасало, так как позволило лишь гонять по залу горячий воздух при недостатке кислорода.

Второй момент — качество звука. Не исключаю, что это было соединение неудобных мест и дефекта во время пресс-показа. Но не мне одной хотелось порой зажать уши, чтобы не чувствовать себя участником рок-концерта на большой площади.

Что же в итоге? «Фиалка Монмартра» получилась, как и задумывалось, веселой и красочной. Станет ли она таким же хитом, как «Орел и Ворон», покажет время. Но она, безусловно, заслуживает внимания любителей музыки и театра.

Елена Васильева специально для Newslab

Рекомендуем почитать