Телефонная «повременка» в Красноярске просуществовала меньше двух лет. Нет, она есть и сейчас. Но теперь владельцы домашних телефонов могут выбирать, как им выгоднее оплачивать разговоры: каждую минуту или вернуться к старой системе абонентской платы. Когда вносил фиксированную сумму и висел на телефоне хоть сутки напролет.
С нового года вступил в действие закон «О связи», который и восстановил справедливость. Ведь «повременку», если помните, нам навязали. Тогда еще ОАО «Электросвязь», ныне «Сибирьтелеком», все решила за нас: закупила дорогостоящее оборудование и поставила на счетчик. Ох, как не хотелось связистам, чтобы все возвращалось на круги своя. И даже, когда закон уже должен был исполняться, они пытались оттянуть его действие. Ссылаясь на отсутствие тарифов, на необходимость принятия поправок к Правилам оказания услуг связи. И только после вмешательства специалистов отдела по защите прав потребителей антимонопольного управления красноярцам в феврале дозволили-таки попрощаться с повременной системой оплаты.
Красноярцы не завалили пока «Сибирьтелеком» отказными бумагами. Многие ведь до сих пор и не знают, что такое возможно. А связисты и не афишируют, что у людей появилось право выбора. Другие владельцы телефонов заняли выжидательную позицию: вдруг абонентскую плату так повысят, что «повременка» действительно будет выгоднее.
Сейчас пока действует тариф 130 рублей. Людям, имеющим право на льготы, предоставляется 50-процентная скидка, то есть платить они могут 65 рублей. При повременной же системе мы платим 78 рублей -- за роскошь иметь дома телефон и 10 копеек за каждую минуту разговора. Причем, льготникам дается скидка только на абонентскую составляющую – на 78 рублей, т.е. они обязательно вносят 39 рублей. А разговоры оплачивают, как и все мы – по 10 копеек за минуту.
И еще связисты смеют уверять, что пенсионерам выгодна «повременка» -- мол, эти два года показали, что они мало говорят по телефону. И мало платят. Так потому мало и говорят, что вынуждены экономить каждую копейку, которая, как известно, рубль бережет. А не будет ограничений, отдадут 65 рублей и детям лишний раз позвонят, сообщат о здоровье, и с друзьями-товарищами последние новости обсудят.
Впрочем, никого уговаривать не будем, пусть каждый посчитает сам, что ему выгодно. Тем более, что действительно, наверное, имеет смысл немного подождать. «Сибирьтелеком» направил в Министерство по антимонопольной политике письмо, с просьбой утвердить новую абонентскую плату. В приватной беседе связисты называли цифру 250 рублей. Вряд ли МАП позволит им вот так сразу задрать тарифы, но что они будут более высокими, чем сейчас, -- сомневаться не приходится.
Тем же, кто уже сейчас желает расстаться с «повременкой», нужно прийти в один из сервисных центров:
- Диктатуры, 31;
- Мичурина, 15;
- Вавилова, 54"Г";
- Львовская, 35.
и написать соответствующее заявление. С собой нужно взять следующие документы:
- паспорт;
- документ, подтверждающий право на квартиру;
- договор об оказании услуг, заключенный между абонентом и "Сибирьтелекомом";
- документы, подтверждающие право на льготы.
Кстати, с 2005 года на 180 градусов меняется система предоставления льгот. Если сейчас льготники платят полцены, а недостающую половину бюджет потом компенсирует компании, обслуживающей этот телефон, то с 1 января 2005 года все будет происходить с точностью до наоборот. Ветеран будет оплачивать оператору полную стоимость услуги, а половину денег ему вернут. Но спустя какое-то время. Выбить деньги из бюджета дело непростое. И связистам не всегда удавалось получить свои деньги назад. Видимо, и не у всех ветеранов получится. Эта поправка может вызвать цепную реакцию: ведь ничто не мешает поступить точно так же и с оплатой других льгот.
Переведут на другую систему оплаты БЕСПЛАТНО. Но если вы потом передумаете (абонентская плата покажется высокой), то за возвращение к повременке уже придется платить. Это будет дополнительной услугой.
****
Право выбора – не единственное, которое дал владельцам телефонов, новый закон «О связи». Например, теперь его можно установить… в РАССРОЧКУ. Вы платите сразу 30% от стоимости. А оставшуюся сумму - в течение 6 месяцев. Этой возможностью могут воспользоваться только абоненты компаний, тарифы которых регулируются государством. "Сибирьтелеком" входит в их число. А вот "Сибчелендж", например, - нет.
Новый Закон также дает абоненту право перенести свой номер при переезде в другую квартиру – при наличии технической возможности. А у тех, кто покупает телефонизированное жилье, появился реальный шанс оставить телефон за собой. Связисты ОБЯЗАНЫ в 30-дневный срок заключить с ними договор. Даже если кто-то стоит на очереди со дня заселения дома. Даже если кто-то имеет льготы на первоочередную установку телефона.
Наследникам телефонизированной квартиры так же оставляют номер. Пользоваться им можно будет только после вступления в наследство, т.е. через 6 месяцев. Но все это время будущий обладатель телефона вынужден будет за него платить.
А вот те, кто забывает вовремя вносить плату, могут лишиться телефона НАВСЕГДА. До принятия закона, компания могла отлучить от связи до погашения долга (договор при этом не расторгался). А потом, когда деньги вносились, подключала телефон бесплатно. На злостных неплательщиков приходилось подавать в суд. И только он мог позволить оператору расторгнуть договор об оказании услуг. Теперь тоже непросто лишить человека связи. Но все же более реально: телефон отключают, а через 6 месяцев - если за это время вы не заплатите причитающееся телефонной компании - она вправе (уже безо всякого суда) в одностороннем порядке расторгнуть договор. И все, прощай телефон!
Такие же меры могут применяться к тем, кто нарушает правила эксплуатации телефона или пользуется несертифицированными аппаратами.
Еще одно нововведение – домашний номер превратился в тайну. Теперь справочная служба «09» не назовет его никому, если вы не дадите на то письменного согласия. Те же, кто желает информацию о себе сделать вновь общедоступной, должны заполнить заявление в любом отделении «Сибирьтелекома».
Интересно, знали ли вы, что теперь у вас есть право выбирать, как платить за телефонные разговоры. И какую форму выберете вы? Пишите, ждем ваших сообщений.
Если же вам отказывают в предоставлении какого-либо из перечисленных прав, обращайтесь в отделы по защите прав потребителей:
- антимонопольного комитета – 23-63-92.
- городской администрации -- 27-68-69.
Работают отделы и специалисты во всех районных администрациях.
Центральный район -- 27-34-93.
Железнодорожный -- 21-20-64.
Октябрьский -- 46-03-98.
Советский -- 24-66-21.
Свердловский -- 61-51-02.
Ленинский -- 64-20-52.
Кировский -- 34-19-39.
Материал подготовил Олег Мельников