Издатель: Take 2 Interactive
Жанр: stealth-based action
Бегущий (колющий, режущий, удушающий, etc.) человек
Никто не станет спорить с тем, что обнаженку или насилие в любом произведении (которое претендует хоть на какую-то художественную ценность) надо обосновывать. Вот нам с PS2 качественно, с душой переправляют «самую жестокую видеоигру в истории». Через 20 минут после старта сомнений в том, что она и вправду самая жестокая, не остается. Но зачем? Почему? И для кого?
Несомненно, в прошлой жизни Джеймс Эрл Кэш был очень нехорошим человеком, поскольку в самом начале игры его безапелляционно казнят с помощью смертельной инъекции. Конечно, это лишь начало легкопредсказуемой сюжетной линии, повествующей о чудесном перемещении протагониста из огня в не менее сложное для обитания место. Вы же не удивитесь наличию в игре беснующегося миллионера, увлеченного производством «snuff»-фильмов (это когда сцены смерти снимаются по-настоящему), не посчитаете неожиданностью два десятка аккуратных линейных уровней и вряд ли будете поставлены в тупик бандами отморозков, которые поджидают главного героя на этой территории (впрочем, с этим - как повезет). Игроку, который возьмется за прохождение “Manhunt”, предстоит нелегкий труд. Я бы даже сказал, тяжелая маньяческая работа – прятаться в тени, нападать сзади и казнить подручными средствами одного бандита за другим, наблюдая кульминацию процесса в деталях и красках со стороны. Допишите в минимальные системные требования: крепкий желудок и уравновешенная каменной глыбой нервная система.
Собственно, пересказ сюжета и рад был бы выйти за рамки скупого абзаца, но, увы, ничего принципиально другого в игре не происходит. Меняется оружие, декорации, враги, а геймплей остается тем же. Ближе к концу, правда, акцент смещается с мяснического побоища на огнестрельное, но идеологии это не меняет – от нас требуется практиковать крайнюю жестокость. Вместе с этим внутренняя механика игры отлажена на удивление четко (эти бы силы да в мирное русло).
Несмотря на то, что главный герой, как это и принято в компьютерных играх, обладает завидным здоровьем и выносливостью, в схватке уже с двумя противниками шансов у него практически нет. А значит, надо убегать, прятаться в тени, приманивать врага брошенным на пол кирпичом и ждать, пока тот, никого не обнаружив, чертыхнется и пойдет обратно, гостеприимно предоставляя спину для смертельного удара. Передвигаться следует бесшумно, желательно не бегать, не ходить по гравию, не ступать в лужу, не задевать мусор (господи, нам что, пять лет?) и, конечно, не надо попадать в поле зрения Охотников.
- Боишься выйти? Как я тебя понимаю!
Однако вернемся к гостеприимной спине и, что более важно, беззащитному затылку. Даже самая увесистая и непобедимая туша стушуется перед фомкой или осколком стекла, воткнутыми в затылок, пластиковым пакетом, удушающим за пять секунд, или мачете, тремя ударами отделяющим голову от тела. Оружия в игре масса, и на каждый его вид приходится три варианта применения. Чтобы придать казни больше жестокости, надо удерживать кнопку действия как можно дольше. Чем бесчеловечнее расправа, тем радостней верещит в наушнике инфернальный режиссер1 по фамилии Мерзопогодинский (Starkweather), и тем больший рейтинг начисляется в конце уровня.
Умеренно либеральные системные требования “Manhunt” свидетельствуют о довольно скромной графике. Хуже других на общем фоне смотрятся модели персонажей. О, эти лапти вместо ладоней! Есть, впрочем, и несколько интересных визуальных моментов. Во-первых, это, конечно же, зернистость изображения, бич цифровых видеокамер при плохой освещенности, прекрасно реализованный в игре и совершенно непередаваемый на скриншотах. Во-вторых, честное отображение погремушек, которыми оснащен герой в данный момент: за спиной бейсбольная бита, в руке сигнальный кирпич, из левого кармана торчит пластиковый пакет фасона «газенваген».
Поскольку вся интрига игры базируется на съемках своеобразного реалити-шоу, то скриптовые сценки и моменты убийств мы видим глазами камер видеонаблюдения – со всеми свойственными этим приборам визуальными артефактами. В общем, будь все модели и уровни подетализированнее, а текстуры – повыше разрешением (читай: будь игра PC-эксклюзивным продуктом), уровень тревожности Manhunt был бы куда выше. Сейчас же лучше всего ему удается пробуждать брезгливость и недоумение.
Parental Advisory – Explicit Lyrics
Пожалуй, единственное теплое воспоминание об игровом экзерсисе под названием «Manhunt» я сохраню по отношению к озвучке персонажей. Поворот за угол, неожиданная встреча с тремя агрессивными панками, побег, спасительная тень, шаги за стеной, кашель: «Черт… Надо бы бросить курить». Бригадир раздраженно рычит, высылая группу перехвата: «Проверьте все, как следует! Друг друга проверьте!» Режиссер заходится в восторге: «Ты оставляешь за собой столько трупов, что можно подумать, будто уже настал Судный День!!!»
А как же быть, если обязательным условием прохождения уровня значится жестокое уничтожение ВСЕХ противников? Я, честно говоря, затрудняюсь в определении целевой аудитории игры. Если взрослым геймерам монотонная кровавая баня покажется скучной, то для кипящих ненавистью подростков она будет даже опасной (Возрастное ограничение по версии ESRB – от 17 и старше). Подводными камнями здесь являются даже не столько жестокие сцены убийства, сколько культивация обыденного к ним отношения. Понимаете, авторы даже не удосуживаются вызвать у нас гнев по отношению к оппонентам! Будем все-таки надеяться, что перед нами смелый эксперимент, а не новое магистральное направление в деятельности Rockstar Games, иначе за судьбу GTA:San Antonio можно начинать опасаться уже сейчас.
P.S. И еще одно замечание. Я искренне не понимаю, как игра обошлась без музыкального сопровождения от Генри Роллинза сотоварищи.
1(его блестяще отыгрывает замечательный актер Брайан Кокс, послужной список которого, между прочим, содержит роль Ганнибала Лектера в фильме 86 года «Manhunter»).
Системные требования:
Минимальные: процессор 1 Ггц, 192 Мб памяти, 3D–видеокарта с 32 мегабайтами памяти, 2 Гб дискового пространства
Рекомендуемые: процессор 1,6 Ггц, 256 Мб памяти, Directx 8.1-совместимая 3D–видеокарта с 64 мегабайтами памяти
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, GeForce 4 Ti4200 128 Mb
Влад Вавилов