Жил-был Уилт.
Носил скучные костюмы, преподавал классическую прозу в английском ПТУ мясникам и штукатурам.
А во время прогулок с собакой обдумывал план убийства своей активной толстой жены.
Так, многообещающе и со вкусом, начинается роман английского сатирика Тома Шарпа «Уилт».
А дальше…
По идее, дальше могло случиться все, что угодно.
Автор мог превратить Уилта в провинциального английского Чикатило; мог написать романтическую историю о любви Уилта к студентке (или, для поднебесного рейтинга, к студенту); мог, наконец, отправить его в паломничество по святым местам: Ливерпуль, Дублин, Манчестер.
Том Шарп поступил с Уилтом гораздо хуже: он оставил всё как есть, добавив для правдоподобия парочку соседей-американцев с сексуальными девиациями, придурковатого полицейского инспектора (у Холмса была бы изжога) и приходского священника-пьяницу.
Из этой уморительной мешанины получился остроумный и несерьезный роман об Одиночестве, Трагедии Маленького Человека и Бунте Против Системы.
Конечно же, Уилт попадает в различные передряги.
Конечно же, он не выпутывается из них с честью.
Конечно же, окружающие считают его опасным маньяком и себе-на-уме подонком.
Конечно же, они правы.
Уилт, тихоня и неудачник, чей бунт против обстоятельств заключается в привычке мочиться в только что залитый антисептиком унитаз, просто не может не уронить в строительную яму надувную куклу в одеждах своей жены.
Рабочие, страдающие от врожденного синдрома утреннего похмелья, просто не могут не принять эту куклу за миссис Уилт и не залить ее нечаянно бетоном.
Полицейский инспектор, мечтающий о Громком Деле, просто не может не ухватиться за дело о пропаже миссис Уилт, так некстати не оказавшейся дома.
При всей внешней простоте и наличии «шуток по низам» роман не так прост. Автор создает пародию и ставит под вопрос ценность заезжих «современных веяний» - эмансипации, интеллектуальных вечеринок и йоги по вторникам.
Шарп пишет классическую «комедию положений и делает это так динамично и весело, что читатель поневоле превращается в зрителя: при минимально затраченном воображении можно увидеть даже начальные титры «Уилта».
Правда, чтобы увидеть имя режиссера, нужно обладать даром предвиденья – «Уилт», к моему большому сожалению, еще не экранизирован.
Приходится довольствоваться «Бойцовским клубом».
Анна Андерсен