Главная
>
Статьи
>
Андрей Иванов: «Я устал быть Маугли административных джунглей!»

Андрей Иванов: «Я устал быть Маугли административных джунглей!»

22.05.2004
0

Начальник управления по государственному строительству и местному самоуправлению Совета администрации края, секретарь Губернаторского Совета.

Родился 23 ноября 1975 г. в городе Дудинка Красноярского края. Отец - машинист тепловоза, мать - воспитатель детского сада.

В 1992 г. - окончил школу-гимназию № 1 Сосновоборска.

Первый трудовой опыт получил в 14 лет, работал бригадиром школьной бригады на строительстве жилого дома.

В 1994 г. - начал работу в составе творческой группы, выполняя заказ для краевого центра стратегического проектирования (В. А. Новиков) по «инвентаризации властного ресурса государственных органов края и органов местного самоуправления». Это определило дальнейшую профессиональную деятельность.

С 1995 г. - активно занимался общественной деятельностью. Возглавлял общественную организацию «Красноярское региональное отделение Молодежного союза юристов России», был представителем в г. Красноярске Сибирского центра поддержки общественных инициатив, стал выпускником федеральной программы «Молодые лидеры России».

В 1996 г. - в Новосибирске на базе Сибирского центра поддержки общественных инициатив прошел тренинг по теме «Стратегическое планирование и управление проектами».

В 1997 г. - с отличием окончил юридический факультет Красноярского государственного университета.

В 1998 г. прошел стажировку по специальности международное право в университете города Тилбурга королевства Нидерланды. Участвовал в международном конкурсе имени Мартенса по международному гуманитарному праву. Работал в юридической консультации «Интер-Статус» коллегии адвокатов «Московский юридический центр», ассистентом кафедры конституционного и международного права юридического факультета КГУ.

В 1998 г. поступил на государственную службу Красноярского края ведущим специалистом правового управления краевой администрации.

1998-2001 гг. - являлся советником по правовым вопросам и вопросам местного самоуправления Губернатора края А. И. Лебедя. Совместно с О. М. Бударгиным, депутатами Норильска, Талнаха, Кайеркана и Снежногорска был инициатором реформы местного самоуправления по созданию единого муниципального образования «город Норильск».

В январе 2002 г. - назначен начальником управления.

С 2003 г.- секретарь Губернаторского совета.

Увлечения: активный отдых, пение под гитару, спорт, литература и искусство.

Андрей Иванов

- Андрей, как правильно называется управление, которое ты покидаешь?

- Полное название – «управление по государственному строительству и местному самоуправлению Совета администрации края». Нас в свое время долго за это название критиковали, потому что оно большое и непонятное. Но я считаю, что в названии любого учреждения должен быть заложен основной смысл его работы, миссия организации. Миссия заключается в том, что в любой структуре власти должен быть некий орган, который профессионально занимается организацией самой власти. Может быть, я много и сложно говорю, но в нас 70 лет формировали убеждение, что каждая кухарка может управлять государством. После этого потребовалось еще 10 лет, чтобы прийти к пониманию, что организация государственного механизма, организация публичной власти – это специальная деятельность. Она заключается в том, что необходимо выстроить сам механизм ее организации, внутреннюю ее культуру, наладить взаимодействие со всеми ветвями и уровнями. Наш край стал одним из первых регионов, в котором было создано такое управление.

В администрации Президента сейчас объединено два управления – управление внутренней политики и главное территориальное управление.

Курирует новую структуру заместитель руководителя администрации президента Сурков.

То, что сейчас осуществляется на федеральном уровне, мы в крае начали еще 2 года назад.

- Ты один из немногих, кто занимал достаточно высокую должность еще при Лебеде и сохранил ее в администрации Хлопонина. Из начальников управлений, по-моему, единственный?

- По-моему, еще начальники управления кадров и контрольно-правового управления.

- Как административный долгожитель, расскажи, пожалуйста, историю своего прихода во власть.

- История, с одной стороны, обычная, с другой стороны, случайная. Предложение поработать в администрации возникло неожиданно. Сделали его Оксана Станевко, советник Губернатора Зубова по правовым вопросам и Григоренко Наталья, она тогда работала в информационно-аналитическом комитете. Мне предложили некий проект создания правовой телепередачи. Поработав немного, я очень быстро понял, что государственная служба предполагает огромное количество внутренних и внешних ограничений, если ты ответственно относишься к своей работе. Тогда я еще одновременно преподавал в Красноярском Государственном университете на юрфаке. Сложно было совмещать. Выбор в пользу преподавательской деятельности был уже практически решен, когда в администрации появился уже новый губернатор, А.И. Лебедь. Честно скажу, я и работал на выборах против него, и голосовал за Зубова, как за своего местного и понятного руководителя.

- Но ведь твой карьерный рост начался именно с приходом Лебедя…

- Вскоре после прихода Лебедя я написал заявление об увольнении. Совсем уже решил уйти, но пригласил меня один из помощников Александра Ивановича и сказал, что «мы за тобой определенное время уже наблюдаем». И, видимо, по результатам «наблюдений» предложил поработать в аппарате у нового Губернатора. В это время только начинался конфликт между Лебедем и Быковым. Большинство моих коллег, друзей меня отговаривали, дескать, «зачем тебе это надо, Лебедю здесь осталось в крае полгода». Позднее я пришел к выводу, что именно эти советы и повлияли на мое решение отложить свое увольнение.

- И выступить на стороне слабейшего?

- Не могу сказать, что слабейшего, но менее защищенного. На стороне представителя официальной государственной власти.

Один из первых документов, который мне поручили проэкспертировать, был договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной. Тогда губернатор был по должности еще и членом Совета Федерации, и я отработал этот документ, тем более, что это было очень схоже с темой моей международно-правовой специализации. Через день я включаю первый канал и вижу в программе «Время», как спустившийся с трапа самолета Лебедь цитирует всё то, что я ему написал по этому документу. Мы лично с ним тогда еще знакомы не были.

На меня это произвело, как на молодого, амбициозного человека, неизгладимое впечатление.

- Ты почувствовал «золотой шанс»?

Скорее возможность быть полезным. Увидел связь между сделанным и конечным результатом. Мне было 23 года, паренек, недавно из университета, а губернатор - известный во всей России политик - свою политическую позицию сформировал на основании моего профессионального мнения.

Мне это чрезвычайно польстило, и я на это купился и потом ни разу не пожалел. А личное знакомство у нас состоялось месяцев через 8.

Захожу к нему в кабинет, точнее меня заводят – к губернатору попасть – всегда сложная процедура.

- Кто же завел в кабинет первый раз Иванова к Лебедю?

- Была такая дама в администрации, заместитель губернатора, руководитель аппарата Гаврина Лидия Владимировна. Она меня завела, потому что нужно было пояснить губернатору один документ, который многие другие пояснять не решались. Мне было терять нечего.

- А что за документ?

- Говорить об этом не могу, это профессиональная тайна. Тем не менее, захожу, вижу - сидит человек, который вечно мелькает на экранах телевизора, весь в орденах, медалях на своем генеральском кителе, не здоровается, смотрит в стол, присесть не предлагает. Я ему начинаю докладывать, а он начинает на меня натуральным образом рычать: «Я же сказал, всё отменить, никаких аргументов слушать не буду!».

Я говорю, что по таким-то основаниям нужно здесь поступить так-то и так-то. Тут он впервые поднял на меня глаза и сказал: «Разумно! Поясните поподробнее!». И я понял, что с этим человеком мы сработаемся.

Потом он стал для меня вторым отцом по жизни и в человеческом, и в профессиональном плане. Мне было очень интересно с ним работать.

- Я предлагаю вырезать потом про «второго отца», а то у генерала «детей» в этом крае, как у лейтенанта Шмидта…

- Тогда, скажем, человек, который в моей жизни имеет очень серьезное значение. Память о нем мне дорога до сих пор.

- Известно, что внутри администрации Лебедя отношения между отдельными командами складывались весьма не просто. Сильно это мешало работать?

- Хочу процитировать уважаемого мною депутата Законодательного собрания Всеволода Николаевича Севастьянова. Он сказал: «Раньше я в книжках читал, что такое двор при царе. А когда Лебедь стал губернатором, я узнал это фактически». Действительно, ситуация внутри администрации больше походила на придворную жизнь. Работать это мешало очень сильно, потому что не было ощущения уверенности в тех, с кем ты работаешь. Но компенсировалось тем, что сам Лебедь занимал позицию четкую. В случае, когда я договаривался с ним о чем-то, я знал, что никакой «подковерной» суеты после этого не будет. И все равно интриги мешали очень сильно, и ты, кстати, как участник многих процессов, сам прекрасно знаешь это.

- Да я готов подтвердить, что борьба за доступ к телу была нешуточная, но тебя в ней не победила даже великая Л.В. Селиванова.

- Потому что я всегда занимал понятную профессиональную человеческую позицию. Не старался под кого-то подстроиться.

- Кроме одного человека…

- Кроме одного человека.
Я всегда очень ценил когда Лебедь говорил: « Это не Андрей говорит, это его устами закон говорит. К нему лично это не имеет совершенно никакого отношения». Это позволяло удержаться, сохраниться. Еще одно правило четко с детства мне привили мои родители, школьные, университетские учителя: в любой ситуации, где бы ты ни был, с кем бы ты ни общался, главное - оставаться человеком. Это правило, самое главное в жизни, оно тоже мне позволило и внутренне, и внешне сохраниться в команде. Потому что были разные ситуации. Был, к примеру, Святослав Петрушко, заместитель губернатора. Как-то я ему позвонил, а он на меня накричал, «попросив» в конце «разговора» забыть его телефон. Он был тогда великий, распоряжался заводами в Красноярском крае. А потом, где-то через год-полтора, когда он понял, что дни его в краевой администрации сочтены, мы стали с ним практически друзьями. У меня не было на него ни злости, ни обиды, ни досады. Я просто уже тогда стал понимать, что человек иногда немного забывает о том, что он «великий» с помощью власти и денег, которые на него неожиданно свалились. Таков был не он один, таких было много и Людмила Васильевна тоже в их числе. При этом, несмотря на то, что у нас с ней были не очень хорошие служебные взаимоотношения, по-человечески я к ней неплохо относился и отношусь. С точки зрения результата ее работы для края, я бы категорически возражал против ее повторного появления в администрации края. Но, как женщина, она всегда вызывала интерес.

- Во время выборов губернатора после смерти Лебедя ты был практически единственным из начальников управлений, кто на период выборов ушел в отпуск, четко озвучил свою позицию и начал активно работать на то, чтобы был избран Александр Геннадиевич Хлопонин. В этот период было ли какое-то давление со стороны действующей администрации, еще откуда-то?

- Николай Иванович Ашлапов мне два раза предлагал написать заявление об увольнении в этот период. Он тогда исполнял обязанности губернатора. Действительно давление было очень жесткое, потому что краевая административная машина работала на другого кандидата этой губернаторской гонки. Но я очень благодарен тому же Николаю Ивановичу, что, несмотря ни на что он меня отпустил в отпуск на очень большое количество времени, позволив, тем самым, всецело посвятить себя тому, чтобы помочь избраться в губернаторы Хлопонину.

- Это стало залогом того, что ты в числе немногих остался во главе своего управления при новом губернаторе?

- Скорее всего, да. Во всяком случае, поддержка того же Юрия Павловича Олейникова, она связана во многом с этим. Познакомились мы с ним на выборах, уважение у меня к нему возникло практически сразу. Может, и у него отношение ко мне сложилось после этой выборной кампании. Потому что в бою, как известно, люди понимают, видят друг друга, сближаются быстрее. А то, что та губернаторская гонка была непростой, что это были серьезные боевые действия, все помнят.

Андрей Иванов на Губернаторском совете

- Если сравнить опыт работы в трех администрациях: Зубова, Лебедя, Хлопонина. Где было тяжелей? Где было легче?

- Сложно оценить, где было тяжелей, где легче. Везде были свои плюсы и минусы. В нынешней администрации под руководством Александра Геннадиевича легче в том плане, что больше доверия профессионалам. За последние два года работы я почувствовал очень большой объем свободы творчества в том деле, которое было мне поручено. Больше самостоятельности. Но это не значит, что меня никто не контролировал. Всегда стратегические вопросы, вопросы задач, целей еженедельно, ежемесячно, ежеквартально согласовывались с губернатором и с Юрием Павловичем. При этом много можно сделать благодаря тому, что есть кредит доверия к профессиональным качествам со стороны и губернатора, и команды его заместителей.

- Теперь главный вопрос. Почему ты уходишь?

- На самом деле, как человек, как личность и профессионал, я слишком долго складывался в стенах администрации края. Такой «Маугли административных джунглей»!

- Можно это в заголовок?

...
- Хочется понять, как устроена другая жизнь. Не исчерпать себя как человека, не превратиться в Акакия Акакиевича. В бездушного чиновника, циничного. Хочется понять, как устроена другая жизнь.

- Вспомнить, на какой сигнал светофора переходят улицу?

- Да! Если хочешь, устал смотреть на жизнь из окна персонального автомобиля! Можно, конечно, думать, что чиновничья работа – это бить баклуши. А на самом деле, там не видишь белого света практически постоянно. В машине, в самолете, в поезде постоянно. На это уходит большое количество времени и здоровья. Поэтому хочется попробовать себя в другом ремесле. А потом, может быть, вернуться опять в измененном виде к прежнему, чтобы быть полезным, в первую очередь, тем, кто нас нанимает на работу. И губернатору, и людям, которые доверили ему свою судьбу. В первую очередь, самим людям, потому что понимаешь, в этом вся государственная работа. Она существует для того, чтобы каким-то образом изменить жизнь людей к лучшему. Для многих это высокие слова, для меня - основная задача.

- Сейчас в крае начинается достаточно серьезный процесс. Один из самых серьезных за постсоветские времена. Красноярский край объединяется. Или в тех рамках, в которых он был при советской власти, или в каких-то иных, но процесс объединения начался. Твое экспертное мнение об объединении?

- Будет в соответствии, даст бог, с федеральным конституционным законом об объединении субъектов федерации. Там все расписано, как оно должно произойти. Более того, есть пример по Пермскому краю об объединении Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области. Его берут за основу в качестве алгоритма осуществления этой работы в Красноярском крае. Это вопрос ближайшего будущего и политической ответственности Александра Геннадиевича, потому что одно из основных его предвыборных обещаний – объединить край с автономными округами на выгодных экономических условиях.

- Насколько ближайшего будущего?

- Думаю, до старта около полугода, а может и того меньше.

-То есть в этом году уже будет референдум?

- Скорее всего, в следующем году, если все будет благополучно. Референдум, так скажем, не за горами.

- То есть будем действовать по схеме: референдум, выборы законодательного органа нового субъекта федерации, выборы губернатора нового субъекта федерации. Или какая-то другая будет схема?

- На самом деле, референдум и выборы – не жестко связанные процессы. Понятно, что референдум – это безусловное событие, через которое большой субъект федерации должен пройти прежде, чем появиться. Это не значит, что был большой Красноярский край и стал еще больше. Нет. Это значит, что появляется принципиально новый субъект в результате объединения трех равноправных субъектов.

- Название «Красноярский край» – это совсем необязательно? Может появиться «Сибирская Губерния» или «Енисейская»?

- «Сибирская» вряд ли. Это Новосибирская «торговая марка».

Енисейская губерния или Енисейский край – это более адекватное нашей территории название. Безусловно, при возникновении нового субъекта после референдума должны быть сформированы новые органы государственной власти.

- Жесткой привязки по срокам нет?

- Да, правильно.

- Референдум и выборы законодательного органа нового субъекта. Сроки между этими двумя событиями не установлены? Это может быть не один год?

- Ведение такого рода процессов осуществляется таким образом, чтобы минимально навредить волеизъявлению избирателей.

- Чтобы не было серьезного сокращения сроков полномочий выборных органов власти?

- Да, потому что это принципиально противоречит федеральному законодательству. Но при этом хочу сразу обратить внимание на то, что решение об объединении принимается федеральным конституционным законом. Это документ на уровне Конституции. Поэтому там может быть предусмотрено много индивидуального и в отношении сроков полномочий, их сокращения.

- Но, как я понимаю, после избрания законодательного органа должно пройти какое-то определенное количество дней, через которое обязан быть избран новый губернатор. Или это тоже может быть растянутый на годы процесс?

- Это может быть растянутый на годы процесс. На это время вообще может быть введена должность временно исполняющего обязанности губернатора, который будет назначаться президентом.

«Географический вариант» объединения – он существует единственный – Таймыр, Эвенкия и Красноярский край? Или рассматриваются другие варианты?

- С законодательной точки зрения, подтянуть другие субъекты будет тяжело. Да и нет реального механизма исполнения – для субъектов, которые не находятся на территории Красноярского края с точки зрения условий формирования общественного мнения. Поэтому сейчас рассматривается основной вариант – Красноярский край и два автономных округа.

- А с точки зрения логики?

- Логика называния «Енисейский край» – это точно Хакасия и Тыва, потому что эти территории тесно связаны с рекой Енисей. Есть варианты объединения и с Кемеровской областью, и вариант без Таймырского АО, который входит в некий «Арктический край» и который будет подчинен Санкт-Петербургу. Так что вариантов существует масса. Что касается реальной жизни, то это два АО и Красноярский край.

- Что осталось несделанного? Что придется доделывать твоему последователю, где ему будет особенно тяжело? Дай совет приходящему.

- Думаю, что я лично скажу этому человеку, где будет особенно тяжело, а где легко, потому что вопросы организации внутренней политики очень деликатны. Это не предмет публичного обсуждения.

- То есть ты уходишь без обиды и того, кто придет на твое место, введешь в дела, покажешь все подводные камни, угрозы и перспективы…

- На самом деле было очень тяжело, когда я пришел работать на это место, были два управления, одно – по работе с Норильском и автономными округами, другое – территориальное управление. Это было при Лебеде. Пришел в абсолютную пустоту: нет задач, нет проектов. Управление составляли кураторы, которые остались со времен крайкома партии. Это были люди, которые воспринимали свою работу в качестве ретрансляторов управленческой команды. Им поставили задачу, они по телефонам отзвонили, эту задачу передали и потом ее выполнение проконтролировали. Но в новых условиях, когда существует местное самоуправление, таким образом осуществлять работу с территориями было невозможно. И поэтому мы переориентировали функции кураторов: теперь это территориальные представители Совета администрации, о чем губернатор подписал отдельное постановление.

При этом свою функцию мы видели не в том, чтобы передать управленческую команду и проконтролировать выполнение, а чтобы создать условия для того, чтобы управленческие решения, принимаемые на краевом уровне, были реализованы. Одним из основных условий считалась общественно-политическая стабильность на территории, которая позволяет реализоваться другим проектам. Это формирование команды глав городов и районов, потому что они были разобщены. Команда – это дружба, нормальные человеческие отношения, при этом не на основе совместного времяпровождения, а конкретной содержательной деятельности. На этой основе и был создан Губернаторский совет – главы городов и районов под руководством губернатора. Совет обсуждает и принимает решения по стратегически важным для края вопросам.

- Кстати о Губернаторском совете. У тебя же была еще одна должность – секретарь Губернаторского совета. Она была совмещена с должностью или все-таки с фамилией? Можно ли быть секретарем Губернаторского совета, не являясь при этом начальником управления?

- Нет, конечно. Согласно положению о Губернаторском совете – невозможно.

- Хочется чем-нибудь похвастаться из того, что сделано?

- Попробую…
Коллективом своего управления, считаю его одним из самых профессиональных, эффективно действующих и полезных в краевой исполнительной власти. Каждый человек в нем отдельная замечательная личность.

Андрей Иванов и Александр Хлопонин

Мы создали очень много механизмов, которые обеспечивают стабильное функционирование власти. Начали реформу местного самоуправления – здесь я не могу не сказать слова особой благодарности первому заместителю губернатора Василию Юрьевичу Кузубову, Алексею Михайловичу Клешко и Юрию Константиновичу Абакумову. При их поддержке, помощи и руководстве удалось многое сделать с точки зрения организации проведения реформы в крае.

Реформу государственной власти, структуры администрации края –То, что мы обдумывали и предлагали в течение полутора лет, для того чтобы обеспечить более четкое функционирование краевой исполнительной власти, сейчас осуществляется.

Реализуется проект организации общественно-политической работы в территориях, сейчас появились заместители по общественно-политической работе у глав городов и районов. Это не значит, что это только какие-то наши подчиненные, что мы своих людей внедряем. Заместителей мы ориентируем на то, чтобы они были полезны своему руководителю. А чем они могут быть полезны? Вообще, в чем основная задача нашего блока? Донести до лиц, принимающих решения, реальную ситуацию на местах, проблемы и вопросы людей.

- То есть связь между краевой администрацией и сельсоветом?

- Даже не сельсоветом, а жителем села, совокупностью лидеров общественного мнения той или иной территории, которые выражают позицию этой территории. И в этом наша основная задача: преподносить позицию и в то же время предлагать первые наметки решения, сделать так, чтобы общественное мнение было во благо краю, городу, району. Вот для этого тоже должен быть создан отдельный механизм. Здесь я очень надеюсь на поддержку моего «сменщика» заместителем губернатора Олейниковым. У Юрия Павловича очень высокий авторитет в краевой администрации и среди глав городов и районов. Особенно у тех, кто прошел последнюю предвыборную кампанию. Ты, наверное, обратил внимание на то, что в прошлом году практически все действующие главы, кто пытался переизбраться, проиграли выборы. По моему глубочайшему убеждению, это потому, что они во многом забыли о народе после избрания.

- Велика ли роль краевой администрации на территориальных выборах в Красноярском крае?

- По закону, на выборы влиять мы не имеем права. Но мы оставляем за собой возможность в соответствии с законом высказать людям свое мнение на предмет того, как эти выборы должны происходить. Потому что всеми своими действиями и решениями мы должны ориентировать людей на некие представления о руководителях территорий. Руководитель должен быть профессиональным менеджером с человеческими качествами, но с другой стороны, он должен быть тесно связанным со своей землей. И в этом смысле, кто в должной мере и не обладает управленческими качествами, но любит ту землю, которой управляет, тоже достоин нашего внимания, хочется помогать таким людям. Считаю, что ни государственное управление, ни местное самоуправление осуществиться не может без любви к своей земле.

Пожелание, которое я в связи с этим, хотел бы сделать краевой исполнительной власти - полюбить край, каждого его жителя и при этом не обязательно избирателя.

- Последний вопрос. Куда ты теперь? Только давай попробуем обойтись без дежурной фразы: «Масса предложений, рассматриваю».

На самом деле, эта дежурная фраза соответствует действительности. Но предпочту, наверное, возможность поработать в сфере производства. Мне сделал предложение Юрий Коропачинский, известный в крае бизнесмен. Хочется поработать в машиностроении. Научиться созидать не только документы, но и что-нибудь более осязаемое и полезное людям.

- В таком случае постскриптум. Не боишься, что ты сейчас озвучил свои планы, а какие-нибудь доброжелатели начнут пытаться эту схему расстроить. Позвонить, к примеру, Юрию Игоревичу и сказать: «Да кого ж ты берешь на работу? Да он такой!..»

Если в этом случае Юрий Игоревич откажется, то, значит, не судьба. Но я уверен, что этого не произойдет.

Ну что ж, спасибо, и успехов в «новой жизни»!

Записал Евгений Цветков

Рекомендуем почитать