Главная
>
Статьи
>
Новое немецкое кино

Новое немецкое кино

17.06.2004
2

Программа мероприятий года культуры Германии в России, ставшего ответом на успешно прошедший и вызвавший большой интерес год российской культуры в Германии–2003, весьма разнообразна и любопытна. В рамках весеннего фестиваля Сибирь/Урал, проводимого Гёте-Институтом и его партнёрами в Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске, Омске, Томске и других городах, можно увидеть и услышать ансамбль German Brass, группы Tomte/Mia и Tocotronic, джаз в виртуозном исполнении Nils Wogram & Root 70, авторские чтения немецких литераторов, выставку мультимедийного искусства Touch me, перформанс художника Йоханна Лорбера, моноспектакль Werther и, конечно же, новое немецкое кино.

А куда же без него – «важнейшего (для большевиков и кинокритиков) из всех искусств»? Российское кино, кстати, в рамках года культуры России в Германии было представлено на Берлинале. Минифестивали национального кино, время от времени проводящиеся в Красноярске, приятно разнообразят рутину кинопроката, в котором господствуют голливудские ленты, иногда перемежаемые продукцией французских и отечественных кинематографистов и - совсем уж редко - какой-нибудь экзотикой из Японии или Кореи (в этом смысле, немецкое кино для нас даже более экзотично).

В этом году мы уже имели удовольствие познакомиться с современным британским и шведским кино. Надо сказать, последнее сражает наповал своей нестандартностью при невероятной простоте авторских решений. Фильмы из Германии изначально оказываются в более выигрышном положении, поскольку будут показываться в одном из лучших наших кинотеатров (при всём моём неоднозначном отношении к «Лучу»), в отличие от фильмов британских и шведских, демонстрировавшихся в местах не самых подходящих. Но, к огромному сожалению, кинематографическая составляющая изрядно проигрывает остальным проектам весеннего фестиваля. Особенно огорчает, что не такое оно уж и новое это «новое немецкое кино»: из четырёх (а можно было и больше привезти) фильмов по одному 2001 и 2002 годов и два 2003, причём один из них («Гудбай, Ленин!») в минувшем году даже присутствовал в нашем прокате.


«Гудбай, Ленин!» / «Goodbye, Lenin!»

Но, в любом случае, большое спасибо Гёте-Институту и его партнёрам (как в Германии, так и в России) за предоставленную возможность с 23 по 25 июня убедиться в том, что в Германии умеют снимать игровое кино. Нередко приходилось слышать и читать, что если чего немцы и не умеют делать, так это снимать кино. Откровенно говоря, и меня посещали подобные мысли, но ровно до того момента, пока не посмотрел «Достучаться до небес» – фильм, в который влюбился с первого кадра, и который до сегодняшнего дня остаётся одним из самых любимых. Далее чуть подробнее о четырёх доводах в пользу состоятельности (или наоборот – это кому как) немецкого кинематографа.

«Нигде в Африке» / «Nirgendwo in Afrika»

Режиссёр: Каролине Линк
В ролях: Юлиане Колер, Мераб Нинидзе, Маттиас Хабих, Сидеде Аньюло

1938 год, Йеттель Редлих (Юлиане Колер) с пятилетней дочерью Региной едва успевают бежать из нацистской Германии в Африку к их мужу и отцу Вальтеру (Мераб Нинидзе), обосновавшемуся там раньше. Предстоящая жизнь на отдаленной ферме в Кении тем более пугающая, что совершенно неизвестно, когда она закончится. Но если Йеттель впадает в истерику, в коей и пребывает на протяжении практически всего фильма, то Регина не просто быстро осваивается в новом незнакомом мире, но и получает удовольствие от своих африканских «каникул». У взрослых же свои проблемы, свои треугольники.

Это история частных отношений, на фоне которых драматические события, сотрясающие континенты, воспринимаются как нечто бесконечно далёкое. В основу фильма легли мемуары Стефани Цвейг, которая и есть та самая повзрослевшая девочка Регина, но центральный персонаж картины – вовсе не дочка, а мама. На мой взгляд, такое режиссёрское решение сделало фильм более банальным, чем он мог бы быть, будь историей о Регине, мир которой куда как более интересен.


«Нигде в Африке» / «Nirgendwo in Afrika»

К бесспорным достоинствам «Нигде в Африке» можно отнести искренность и открытость актёров, но нельзя не заметить, как проигрывает Юлиане Колер не только играющему мужа её героини Мерабу Нинидзе, но и отменно работающему юному Сидеде Аньюло. Фильм этот собрал впечатляющую коллекцию наград, среди которых и «Оскар» за лучший иностранный фильм – 2002, но ждать от него чего-то сверхъестественного не стоит, на самом деле «Нигде в Африке» – это не более чем скучноватая семейная драма, разворачивающаяся на фоне африканских просторов, столкновений цивилизаций и глобальных катастроф.

Смотреть этот фильм стоит, как минимум, по двум причинам. Первое – это невообразимо прекрасные африканские пейзажи, писать о которых просто не имеет смысла. Во-вторых, «Нигде в Африке» предоставляет уникальную возможность понять, за что же американские киноакадемики раздают свои статуэтки или же (что более вероятно) убедиться, что пониманию нормального человека это совершенно недоступно.

«Гудбай, Ленин!» / «Goodbye, Lenin!»

Режиссёр: Вольфганг Беккер
В ролях: Даниэль Брюль, Катрин Засс, Чулпан Хаматова

Этот одновременно пронзительно грустный и по-доброму смешной фильм, рассказывающий о молодом парне, построившем в отдельно взятой квартире социализм для своей матери, которая может не пережить новости о крушении Берлинской стены и объединении Германии. На стенах зданий появляются рекламные плакаты Coca-Cola, закрываются флагманы социалистической промышленности, ГДР превращается в ФРГ, а в вокруг матери Алекса побеждает социализм и лишь Хонеккера на «капитанском мостике» сменяет первый немецкий космонавт Зигмунд Йен.

Вокруг классического приёма «маленького обмана» выстраивается история, изобилующая массой забавных моментов, но от этого несколько печальное настроение, свойственное всей картине, становится лишь более очевидным. Картина несёт в себе невероятной силы эмоциональный заряд, гнездящийся в первую очередь в сюжете – понятном и очень близком всем тем, кому довелось пережить коренные перемены, радикальное изменение окружающей действительности, что близко не только восточным немцам, но и миллионам наших соотечественников.


«Гудбай, Ленин!» / «Goodbye, Lenin!»

«Гудбай, Ленин!» остроумно и без надрыва рассказывает об объединении Германии, из этой поучительной истории можно делать диаметрально противоположные выводы: кто-то укрепится в своём убеждении, что всё хорошее и светлое осталось в прекрасном вчера, и продолжит жить воспоминаниями и несбыточными мечтами о возвращении утраченного; для других же она станет веским доказательством необратимости процессов, изменяющих мир вокруг нас (а сомневающихся в этом всё ещё немало). А можно не делать никаких выводов и не предаваться мрачным мыслям, а просто получать удовольствие от отличного кино.

Подробную рецензию на эту картину можно найти в наших архивах, но считаю необходимым сказать о блестящей актёрской работе, в том числе и (и особенно) Чулпан Хаматовой. Кстати, для тех, кто уже видел «Гудбай, Ленин!», просмотр фильма в рамках фестиваля также будет не лишён интереса, поскольку он будет демонстрироваться в оригинальной языковой версии (с русскими субтитрами), а это всегда любопытно. Кроме того, не так часто представляется возможность услышать с каким очаровательным акцентом говорит на немецком одна из лучших современных российских актрис.

«Далёкие огни» / «Lichter»

Режиссёр: Ханс Кристиан Шмид
В ролях: Аугуст Диль, Збигнев Замаховский, Мария Симон

На 53-м Берлинском кинофестивале, где фильм «Далёкие огни» получил приз ФИПРЕССИ, тема беженцев была в особой чести. Кроме, собственно, «Далёких огней» на Берлинале судьбам беженцев были посвящены английский фильм «В этом мире» («Золотой медведь») и словенский «Разъединённые части», тем самым, фестиваль в очередной раз подтвердил некую свою «социальность». Сюжеты, связанные с беженцами и нелегальными эмигрантами, не принадлежат к числу открытий последнего времени, но сейчас всё чаще используются режиссёрами, мягко говоря, с переменным успехом. Тот факт, что картина Ханса Кристиана Шмида не осталась без внимания и получила весьма престижную награду на столь представительном кинофоруме, свидетельствует, как минимум, о её высоком профессиональном качестве.


«Далёкие огни» / «Lichter»

Этот фильм об отношениях Востока и Запада, рассказывающий о людях, их взаимоотношениях, случающихся с ними событиях, но в первую очередь это история о людях, потерявшихся в этом огромном мире. Вполне возможно, что здесь можно будет найти свежий взгляд на весьма актуальную (и если бы только в кино) сегодня проблему. Истории героев этой картины трогательны и печальны, о том, насколько удачно они сыграны, судить можно, только посмотрев «Далёкие огни», но более чем вероятно, что они не оставят зрителей равнодушными.

«Прекрасная Марта» / «Bella Martha»

Режиссёр: Сандра Неттльбек
В ролях: Мартина Гедек, Серджио Кастеллитто, Максиме Ферсте, Антонио Ваннек

Романтическое повествование о любви и кулинарии, рассказывающее об одинокой и способной думать только о работе поварихе, жизнь которой стремительно меняется, и меняется в немалой степени из-за любви (а как же иначе?). Но поскольку главная героиня Марта – не простая женщина, а шеф-повар в элитном ресторане, то и любовь приходит к ней необычным, а кулинарным путём. Дивная картина, снятая прекрасным режиссёром (могу ошибаться, но, судя по всему, это режиссёрский дебют) Сандрой Неттльбек, – ещё одно признание европейских кинематографистов в неравнодушии к поварам. Складывается ощущение, что самые нетривиальные любовные киноистории отныне будут разыгрываться на кухне.


«Прекрасная Марта» / «Bella Martha»

«Прекрасная Марта», конечно же, не сводится к одной только любовной линии, эта тонкая трагикомедия, разыгранная блестящими актёрами, отличается особой проникновенностью и душевностью. Некоторые коллеги склонны сравнивать её с нетленным шедевром Меньшова «Москва слезам не верит». Действительно, есть нечто общее в развитии сюжета, а главное – в настроении. Одним словом, хорошее расположение духа во время и после просмотра гарантировано, что в немалой степени является заслугой великолепного актёрского состава, в первую очередь Мартины Гедек (Марта) и Серджио Кастеллитто (Марио – повар, разбудивший чувства Марты).

Этот отличный фильм получил приз «Серебряная тайга» на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, Мартина Гедек за роль Марты награждена национальной немецкой кинопремией-2002, а её партнёр Серджио Кастеллитто – премией Европейской киноакадемии (европейский аналог «Оскара») за работу в «Прекрасной Марте» и «Часе религии». В заключение замечу, что «Прекрасная Марта» не «чистокровно» немецкий фильм, а копродукция (Германия/Италия/Австрия/Швейцария), что не могло не сказаться на общем его настроении.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать