В ролях: Вэл Килмер, Дерек Люк, Уильям Эйч Мэйси
Наикрутейший (это у него на лбу большими буквами написано) спецагент Роберт Скотт с самодовольной и равнодушной физиономией наблюдает за отбором новичков в спецназ то ли секретной службы, то ли ещё какого могучего ведомства, а в это время в Бостоне похищают умницу-красавицу, всенародную любимицу и гордость нации – единственную дочку президента Лору. И «вся королевская конница, вся королевская рать» бросается на поиски принцессы, которую в обязательном порядке надо найти до ближайшего понедельника, чтобы она, не дай бог, не пропустила лекцию. И, конечно же, агент Скотт оказывается на переднем краю операции по поиску и спасению Лоры.
Но не всё так просто, как могло бы показаться! Президентскую дочку похитили не ради выкупа, и не для того, чтобы отомстить отцу. Накануне покушения красавица постриглась и перекрасилась в блондинку (очень важное обстоятельство), а потом направилась в бар, где престарелые ловеласы «снимают» молоденьких студенточек. Из этого бара её и похитили злобные арабские (куда же нынче без нехороших арабов!) торговцы людьми, а все потому, что на блондинок в их краях большой спрос. Похитители даже и не догадываются, кто находится у них в руках, и действуют по обычной схеме, а в это время сотрудники секретной службы с каменными лицами, не теряя достоинства и без всякой спешки, идут по следу.
Впереди всех, рискуя жизнью, агент Скотт, компанию которому составляет зелёный (на самом-то деле чёрный) новичок Кертис. Пытаясь найти Лору, Скотт ломает руки несговорчивым свидетелям, запугивает мирных жителей и с завидным усердием и постоянством убивает всех подозреваемых, которые могли бы предоставить информацию о местонахождении девушки, что, впрочем, нисколько не мешает расследованию продвигаться вперёд. И вот, когда, казалось бы, спасение уже близко, оказывается, что девушка утонула, катаясь на яхте, и никакие торговцы её не похищали. Но «наш герой» никому не верит, он-то знает, что всё это происки грязных политиков, и продолжает спасать девушку в гордом одиночестве (не считая нескольких добровольных помощников).
И глупо сомневаться в том, что непобедимый агент Скотт спасет-таки президентскую дочку, сам останется жив и почти здоров, а добровольных помощников жалко, конечно, но ведь в «правдивом» кино не могут погибать только плохие. А Дэвид Мэмет явно пытался сделать серьёзное и правдивое кино, только вот получилось из этого чёрт-те что. Подобные фильмы в неимоверном количестве снимали в 80-х – начале 90-х годов, но тогда это действительно были боевики. «Спартанец» – лишь жалкое подобие. Мало того, что сценаристы нисколько не озаботились выстраиванием сюжетной линии – отсутствие логических связей между событиями, в конце концов, для фильмов этого жанра не так уж редкое явление, - но отсутствие зрелищности, причём, полнейшее – это уже чересчур.
Полтора часа смотреть на экран, где ничего не происходит, а только лишь толстый Вэл Килмер неспешно мотается туда-сюда – это, знаете ли, испытание для крепких духом. И так скукотища, а ещё и Килмер, демонстрирующий полнейшую профессиональную несостоятельность, и как актёр, и как герой боевика. Кроме того, две трети действия разворачиваются в ночном сумраке, и поскольку экшн здесь низведён до вялых перестрелок и перебежек, заснуть можно в любой момент. А вот чего в этом фильме более чем достаточно, так это напряжённых – якобы глубокомысленных – пауз, дешёвых трюков и бессмысленной пафосной трепотни, вроде «и кроме нас ей никто не поможет» или «для нас всё возможно».
Иногда складывается ощущение, что режиссёр, обсмотревшись независимого кино, решил снять авторский боевик категории B, чему не в малой степени должен был поспособствовать весьма скромный бюджет. Не видел всех работ Мэмета, но, скорее всего, «Спартанец» – худший из его фильмов, потому как снять что-то хуже практически невозможно. И окончательно «добивает» вездесущая американская политкорректность. Все «плохие» в «Спартанце» либо арабы, либо белые, а вот среди «хороших» есть и чёрные, и латиноамериканцы, и женщины. Таким образом, среди спасателей Лоры представлены все категории, в отношении которых в голливудском кино принято проявлять корректность, но боевики-то мы ходим смотреть в ожидании совсем других вещей, а их в этой ленте как раз и нет.
Александр Спасов