«…Что толку в книге, — подумала Алиса, — если в ней нет ни картинок, ни разговоров?..»
Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес.
Красноярский художник Максим Шараев, нарисовавший первые корабли-пароходы в 3 года поверх иллюстраций роскошных изданий семейной библиотеки (МШ), с Алисой согласен.
И книги «без картинок и разговоров» по детской привычке не любит. Вот комиксы – другое дело!
Набив руку в сооружении лупоглазых бюстиков Путина, Ельцина, Чубайса и Черномырдина при изготовлении политических комиксов для газеты «КомоК», художник решил иллюстрировать не абы что, а Главную Книгу Российской Федерации, Защитницу униженных и оскорбленных, - Конституцию.
Максим Шараев решил наполнить эту, в сущности, бестолковую, книгу картинками и разговорами, а заодно заявить Миру о своей непримиримо-язвительной гражданской позиции.
Обновленная Шараевым Конституция «в картинках, понимаешь…» перестает быть Конституцией и превращается в самопародию.
Еще бы - пытливый ум художника скрупулезно и с тщанием изобретает придирки к статьям Конституции, а натруженная рука заученными движениями натягивает на яйцевидную голову президента Путина не только корону, но и колпак с бубенцами.
Но смеяться мне почему-то не хочется.
Возможно, кого-то и развеселят политически безграмотные карикатуры на российских гарантов Конституции, но хочется надеяться, что смеяться будут не посетители портала newslab.
Ну, в самом деле, что это, по-вашему?
Пожилой преподаватель, подозрительно напоминающий Черномырдина (или это авторский стиль художника?..), сгребает в стол денежки и сквозь непрорисованные губы цедит: «ВЫ отлично сдали экзамен!» стоящему рядом с ним зомбированному студенту с выпирающими надбровными дугами.
Это – статья 43, гарантирующая общедоступность и бесплатность образования.
Или вот еще:
Б. Н. Ельцин, в ленинской кепочке и явно китайских кроссовках, застыл в полуприсяде, потянувшись за «оружием пролетариата» булыжником. Несмотря на флюс, бывшему президенту все ж удается промолвить: «Но пассаран!». Не правда ли, замечательная иллюстрация статьи 3 о суверенитете РФ?
Впрочем, чем-чем, а иллюстрацией рисунки Максима Шараева назвать нельзя.
Иллюстрация – это:
1) объяснение с помощью наглядных примеров;
2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). («Большая Советская Энциклопедия»)
Определение рисунков к Конституции Максима Шараева как иллюстраций – не более чем насмешка.
И если в начале книги картинки оправдывают свое существование потугами на правдорубство и черный юмор, то к концу они превращаются в «мертвые души»: «Раз сказано, что Конституция – в картинках, так оно и будет!».
И не беда, что изображены на них будут бородатые мужики с винтовками, асимметрично стоящие в поле.
Эх, задать бы кому-нибудь нетипичный русский вопрос «Зачем?»...
Анна Андерсен