Главная
>
Статьи
>
Сергей Минеев: Рынок консалтинговых услуг в России пока находится в «зачаточном состоянии».

Сергей Минеев: Рынок консалтинговых услуг в России пока находится в «зачаточном состоянии».

26.07.2004
4

Директор ООО «Аудит- Стандарт»

Родился 1 октября 1957 года в Иркутской области в Тайшинском районе.
В 1979 г. закончил авиационный факультет Иркутского политехнического института.
С 1979 по 1991 гг. работал начальником и старшим инженером цеха Красноярского авиационного отряда.
С 1994 г. работал в консалтинговом бизнесе.

С 1999 г. директор фирмы «Аудит- стандарт».

Семейное положение: женат, двое детей: сын и дочь.

Увлечение: «Люблю охоту, рыбалку и вообще все, что связано с природой».


Сергей Минеев

Какое место консалтинг занимает в бизнесе?

Сверхзадачей консалтинга является инвестиционный процесс, процесс получения и освоения денег. Сам инвестиционный процесс базируется на юридическом и экономическом расчете. А экономический и юридический расчет основывается на лицензированном консалтинге, оценке и аудите. Наш специалист должен консультировать и предоставлять услуги по экспертизе, которая, в свою очередь, должна быть независимой.

Есть ли в Красноярске учебные заведения, которые обучают оценщиков?

Да, в принципе, в наших институтах обучают и аудиторов и оценщиков. Но специалистов из них готовим уже мы. По закону, аудитором может стать человек, который, имея экономический диплом, отработал 5 лет главным бухгалтером, затем прошел обучение на аудитора, стажировался и получил аттестат. Получается, что самым молодым аудитором становятся к 26-и годам.

Наш город - один из немногих в Сибири, где можно выучиться на оценщика. Учебный центр по подготовке оценщиков, включенный в реестр Мингосимущества, базируется в Красноярском университете цветных металлов и золота.

Можете ли вы назвать фирмы, которые пользуются вашими услугами?

Наша фирма участвует и побеждает в конкурсах в мэрии по аудиту, в Управлении имущественных отношений администрации края - и в аудите и в оценке. Это что касается наших основных заказчиков.

Основная специализация по аудиту – это аудит промышленных предприятий. Приходилось работать с такими крупными заводами как «Красноярский ЦБК», «Сивинит», «Химико – металлургический завод». Есть большой опыт работы с предприятиями лесной отрасли - «Ярцевский леспромхоз», «Игарский ЛПК», «Игарский морской порт», с горнодобывающими предприятиями – «Ирбинское рудоуправление», «Артемовская золоторудная компания», «Васильевский рудник», «Шахта Котуй». Сейчас сотрудничаем с компанией «Крепость».

Насколько в Красноярске прибыльны консалтинговые фирмы?

Я боюсь, что они вообще не прибыльны. Рынок консалтинговых услуг в России пока находится в «зачаточном состоянии». У наших предпринимателей, к сожалению, пока еще не сформировалась внутренняя потребность в консалтинге.

Наши фирмы в основном работают пока в таких сферах как обязательная оценка и аудит, без которых не обойдешься, и которые регламентируются государством. Это обязательная оценка по продаже госпакетов акций, муниципальной и государственной собственности и тому подобное.

Небольшая доля прибыли идет от оценки банковских залогов при получении кредитов.

Но, если за рубежом руководители предприятий осознают необходимость консалтинга- консалтинг определяет их положение, котировку на рынке, то в Красноярске, и в России в целом, такое осознание пока не произошло.

Трудно объяснить человеку, чем торгует консалтинговая фирма. Наши фирмы в качестве товара предлагают экспертизу. Например, в оценке мы играем роль арбитра между двумя сторонами в бизнесе.

Могли бы вы сказать, если не секрет, какова сейчас средняя зарплата сотрудников?

В моей фирме зарплата у сотрудников достаточно приемлемая. Больше 10 тысяч. По местным меркам - зарплата хорошая.

Расскажите, пожалуйста, как вы попали в эту сферу бизнеса. Почему вы выбрали именно консалтинг?

Всю жизнь я стремился заниматься тем делом, которое мне по душе.

В начале 90-х, весь российский бизнес был нелегальным. Большинство компаний быстро появлялись и исчезали. К счастью, мне удалось занять в бизнесе свою нишу, которая теперь связанна с консалтингом. Сначала я организовал «Сибирскую промышленную инвестиционную компанию», которая занималась «куплей-продажей», потом бумажками всякими. В 1997 году в связи с кризисом все это рухнуло. Тогда мы со старой командой решили получать лицензии. Сначала получили лицензию на аудиторскую деятельность, затем - на оценочную. С 1999 года образовалась фирма «Аудит-стандарт», которая работает по сей день.

Какие основные проблемы возникают у региональных оценочных фирм?

Основная проблема в том, что квалифицированный высокооплачиваемый заказ формируется в Москве, причем как государственный заказ, так и заказ фирм- монополистов. И получают этот заказ, за очень редким исключением, московские оценочные фирмы. Региональные же фирмы могут рассчитывать только на субподряд. Это, в основном, черная работа за маленькие деньги. А что касается регионального среднего и малого бизнеса, то он находится не в самом лучшем состоянии и не способен сформировать нормальный заказ.

Сколько лицензированных фирм работает в Красноярском крае?

В Красноярском крае лицензию на оценку получило около 80-и фирм, а на аудиторскую деятельность еще больше. Но очень многие не выживают. Реально работающих оценочных фирм около 30-и и столько же, если не меньше, фирм работают в аудите.

Недавно в Красноярске прошел международный форум оценщиков. Каковы итоги мероприятия?

Не так давно был создан национальный совет по оценке, который будет вырабатывать в этой сфере бизнеса правила игры, решая вопрос по лицензированию оценочных фирм и контролю за ними. В итоговой резолюции форума было зафиксировано, что президент Сибирской Палаты оценщиков Павел Кручинский входит в этот национальный совет и будет отстаивать там позиции региональных оценочных фирм. Также положительным моментом является желание открыть Сибирский сертификационный центр по международным стандартам. Пока такой центр находится в процессе создания в Санкт- Петербурге. Продукция данного «института»- сертифицированный оценщик, которого признают во всем мире. В этом центре оценщика должны обучить, принять экзамены. В настоящее время я разрабатываю концепцию центра, чтобы создать его в Красноярске. Нужно отметить, что это очень сложный шаг, требующий и политической и экономической поддержки.

Расскажите поподробнее про эту концепцию?

Настоящая оценка, чтобы стать принятой в Европе или в США, должна будет сформироваться по следующей схеме. Специалист должен быть подготовлен в центре соответствующим образом, сертифицирован, а центр, обучивший его - аккредитован аналогичными зарубежными центрами. Тогда международный бизнес обязан будет принять нашу оценку. Если в ближайшее время не предпринять определенных шагов в этом направлении, то может произойти так, что через несколько лет нашу собственность и землю будут оценивать зарубежные фирмы. А наша власть и бизнес ослабят контроль над собственными рынками, в частности, над недвижимостью (землей). Ведь по вступлению в ВТО России придется играть по их правилам. Так что, это очень важная проблема, которую надо решать.

Но своими силами организовать такой центр сертификации невозможно. Нужна политическая воля. Поэтому власть необходимо убедить в том, что без таких шагов инвестиционный процесс в России зависнет.

Надо понимать, что местный бизнес в перспективе будет сотрудничать с местным консалтингом. Во-первых, это обойдется дешевле. Во-вторых, займет меньше времени. В конце концов, местные оценочные компании будут заинтересованы в совместной деятельности с региональным бизнесом и властью.

Хочу отметить, что рано или поздно такие шаги будут сделаны. Только я хочу это сделать через 2-3 года. К сожалению, бизнесмены пока не осознали важность появления в нашей стране квалифицированного консалтингового бизнеса. Боюсь, что это осознание придет лет этак через 15-20, и будет сопряжено с большими потерями.

Будем надеяться, что осознание придет все-таки раньше. А в свободное от работы время, чем предпочитаете заниматься?

Я люблю выезжать на рыбалку и на охоту. Причем, это не просто увлечение - это, скорее всего, привычный образ жизни, я же в детстве жил в деревне. Так что, если я осенью не постреляю, то начинаю испытывать какую-то «недостреленность». Если летом на спиннинг не поймал большую рыбину, то вроде как и лета не было.

Какие места выбираете для охоты и рыбалки?

На Казачинские пороги выезжаем ловить хариусов. Щуку ловим на Красноярском море, тайменя - у себя на родине, на Бирюсе. Иногда ездим в Саяны.

Беседовал Дмитрий Костюнин

Рекомендуем почитать