Paramount pictures, 2003 год.
Фильм-катастрофа - особенный жанр. Голливуд с упорством разыгрывает различные сценарии возможной гибели Земли, доводя с помощью компьютеров свой параноидальный бред до совершенства. Если раньше опасность ждали преимущественно сверху: пришельцы ("День независимости"), метеориты ("Армагеддон") - то сейчас пытливые голливудские умы решили поискать врага поближе. Итак, Земля вновь в опасности. Земное ядро, всегда вращавшееся со скоростью 1500 км в час, вдруг остановилось, электромагнитное поле куда-то расползлось, и если сначала от этого страдали электрокардиостимуляторы, и сбивались с курса самолеты и птицы, то через год солнечная радиация попросту сожжет Землю. Человеческая цивилизация - о нет! - погибнет... Человеческая цивилизация не хочет гибнуть, но для этого нужно заставить тысячи тон расплавленной магмы, составляющие внешнее земное ядро, вновь вращаться. Но как?
Если вы не поняли ещё, то первыми о несчастии с ядром догадались американцы, и, конечно же, именно они обнаружили и средство спасения. Где-то в штате Юта, изолировавшись от недобросовестных коллег, живет ученый, который посвятил значительную часть своей жизни разработке новых буровых установок на основе лазера. Его устройство быстро и аккуратно проедает земную твердь практически любой прочности. Более того, он же придумал и некое вещество "хрендостанешь", которое его буровой лазер не берет, а, наоборот, от воздействий подобного рода оно, вещество, только становится прочнее. В общем, сценарий спасения мира прост: сделать из "хрендостанешь" корабль, оснастить его лазером и ядерными бомбами, набрать толковую команду и запустить корабль внутрь планеты. Добравшись до внешнего ядра, люди разместят в расплавленной магме бомбу мощностью 200 мегатонн и, убегая, взорвут. От взрыва ядро вновь начнет вращаться, чего, собственно, и добивались.
Уф, надеюсь, я правильно воспроизвел. Представляю, если запустить на этот фильм какого-нибудь физика или геолога - их, наверное, разорвет от смеха: уж больно настораживают даже меня, олуха, все эти скоростные подземные гонки, космические ландшафты внутри планеты, все эти вещества "хрендостанешь", которым ничего не делается ни в Марианской (11 км под водой!) впадине, ни в расплавленной магме. Но, как я уже говорил, фильм-катастрофа - особенный жанр, главное здесь - не задавать вопросов. К тому же "Ядро" все-таки получилось не таким откровенно лажовым по части правдоподобности, как, например, "Армагеддон". Сценарий к "Ядру" переписывали аж 9 раз - каждый раз сценаристы несли откровенную пургу, а попытки привлечь к работе специалистов с треском проваливались: геологи открещивались от "Ядра", видимо, с ужасом представляя, что в титрах под этим бредом появится их имя. В итоге, к проекту был привлечен Джон Роджерс, который в виду своей особенной, двойной специализации - профессиональный сценарист и физик с университетским образованием - сумел-таки завершить сценарий. Премьерный показ "Ядра" намечался на 1 ноября 2002 года. Но оказалось, чтобы во всей красе отобразить поверхностные и внутренние катастрофы, нужно больше времени и денег. Выход фильма задержался на полгода, и, пожалуй, не зря: катастрофы поверхностные (т.е., произошедшие на поверхности) - разрушение знаменитого моста "Золотые ворота" в Сан-Франциско, Колизея в Риме, сцены массового птичьего безумия в Лондоне (современный вариант хичкоковских "Птиц") и экстренной посадки "Боинга" посредине Лос-Анджелеса - получились очень выразительно. А вот все остальное - увы, поскучнее, включая наитипичнейшее развитие событий в небольшом человеческом коллективе (укомплектованном в согласии с американскими политкорректными киноштампами: из шестерых - один черный, одна женщина, один противный, один порядочный семьянин, один малозаметный (умрет первым), один неуклюжий мускулистый ученый, который в свое время и обнаружил неполадки с ядром).
На "Ядро" весело сходить с кучей друзей и вагоном попкорна. Думать не надо, зри и шевели челюстями. Так сказать, зрелища и хлеб в чистом виде.
Максим Потемкин