Пенсионное обеспечение в России во все времена было серьезной социальной проблемой. Особенно она обострилась в последние десять-двенадцать лет. С одной стороны, у нас очень низкий уровень пенсионного обеспечения. Так, с начала 90-х годов, средний размер пенсии (исчисляемый в ценах 1990 года) снизился в пять раз. И она в настоящее время составляет не более 20-25% от средней зарплаты по стране.
С другой стороны, налицо кризисная демографическая ситуация, которая явно складывается не в пользу будущих стариков. Официальная статистика говорит о том, что на 1 января 2002 года, в России на 100 человек трудоспособного возраста приходилось 75 нетрудоспособных, в том числе 36 пенсионеров. По оптимистичным оценкам экспертов, в 2036 году соотношение плательщиков и пенсионеров достигнет 50 на 50, а по пессимистичным расчетам это произойдет уже в 2018 году. А в ряде регионов России такая ситуация уже сложилась.
Именно две вышеуказанные причины и послужили основанием для проведения в стране пенсионной реформы, которая началась с января 2002 года и продолжается по настоящее время. С 1 июля 2003 года ре6форма вступает в новую фазу. Каждый будущей пенсионер будет самостоятельно распоряжаться накопительной частью пенсии. Ее можно будет доверить либо самому ПФ России, либо негосударственным финансовым организациям.
История вопроса
Если говорить вообще, то в России это уже третья по счету пенсионная реформа. Первая прошла в 1956 году, когда пенсионные выплаты стали регулироваться не на основе локальных ведомственных нормативных документов, а на основании единого закона. Но следует заметить, что закон имел определенные ограничительные рамки. Его действие, в основном, распространялось на городское население (на рабочих и служащих предприятий).
В 1964 году существующий недостаток был ликвидирован после принятия соответствующего нормативного акта, регулирующего пенсионные отношения уже в сельской местности. Я еще помню, что после его принятия моя бабушка, которая проработала в колхозе всю жизнь, стала получать целых 25 рублей в месяц.
В 1990 году после принятия закона "О государственных пенсиях в РСФСР" началась вторая реформа. Пенсионное страхование стало обязательным для всех и не зависело от воли работника и работодателя. Его организационной структурой стал Пенсионный фонд Российской Федерации, который обособился от государственного бюджета. И выплаты им стали производиться только по пенсионному обеспечению застрахованных лиц и их семей. Но в 1993 году его подчинили Минфину (правда, не на очень долгое время), что позволило правительству использовать пенсионные средства на покрытие дефицита государственного бюджета.
Идея проведения третьей реформы возникла не спонтанно. Еще в начале 90-х годов стало ясно, что действующий распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя. Его бескризисность обеспечивалась только тогда, когда на 10 плательщиков взносов в ПФ России приходился один получатель пенсии.
Не последнюю роль в принятии кардинального решения сыграл и тот факт, что распределительная национальная пенсионная модель не стимулировала работодателей и работников к уплате взносов в Пенсионный фонд. Не секрет, что на многих негосударственных предприятиях выплачивали заработную плату своим работникам в основном по "серым схемам", то есть, минуя официальную отчетность и кассу.
В результате применения этих "серых схем" предприятие экономило значительные денежные суммы при уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Эта экономия составляла около 36% от фонда заработной платы. Да и сами работники, получающие значительную зарплату, были также довольны, так как ее не надо было декларировать в налоговой инспекции. Вот и получалось, что при обоюдном согласии работодателей и работников государство теряло значительные суммы.
Именно эта косвенная причина, на мой взгляд, и явилась той каплей, которая вызвала наводнение. При этом государство фактически столкнуло лбами работодателей и работников, за счет перехода от распределительного к накопительному принципу по выплате трудовых пенсий. То есть размер пенсии теперь стал зависеть от того, какая была заработная плата у работника, и сколько при этом отчислялось в Пенсионный фонд.
Сегодня власть фактически "умыла руки" и предлагает работникам самим бороться за свое пенсионное обеспечение. И этот способ, по мнению российского правительства, является более эффективным, чем работа государственных органов по взысканию с недоимщиков взносов в Пенсионный фонд.
Кроме макроэкономических причин, вызвавших реформу, были причины, которые относятся к разряду социальной справедливости. Старая система не учитывала индивидуального трудового вклада каждого пенсионера. В расчет брались только общие показатели, в том числе трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы и т.д. В результате лица, которые достаточно прохладно относились к труду, получают в настоящее время столько же, сколько и "передовики труда".
Третья реформа
Так что же предлагает нам государство взамен старой пенсионной системы? Вроде бы интересы всех фигурантов соблюдаются. Но не надо сильно обольщаться. Согласно новым законам, трудовая пенсия по старости может состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
Базовая часть гарантируется государством всем гражданам, имеющим минимальный трудовой стаж работы в размере не менее пяти лет. Размер ее периодически утверждается федеральной законодательной властью наравне с минимальным размером заработной платы. Сегодня базовая часть составляет 553,72 рубля. Для обеспечения ее выплаты в бюджет перечисляется половина ставки пенсионных платежей, то есть 14% от фонда оплаты труда всех работников.
Страховая часть пенсии уже не привязывается к зарплате за последние два года, как было раньше, а учитывает весь период фактической работы. И она зависит только от того, сколько пенсионного капитала смог накопить на своем персональном лицевом счете конкретный гражданин.
На ее формирование, в зависимости от возраста будущего пенсионера, отчисляется до 8-14% (при 14% отсутствует накопительная часть) от фонда оплаты труда,
Третья составляющая часть пенсии - накопительная, введена для россиян, не достигших 50 лет.
Вообще пенсионная реформа, в основном, затронет молодые слои населения страны. При этом, проводя несложные расчеты, с учетом различных внешних условий (инфляции, размера заработной платы и т.п.) пенсии у них будут не более 30-35% от средней заработной платы по стране. Так, например, при месячной зарплате в 50 тыс. рублей и трудовом стаже 35 лет, потенциальный пенсионер будет получать в старости чуть более 8,5 тысяч рублей. Этого явно недостаточно для полнокровной пенсионной жизни, я уже не говорю, о каких-то зарубежных стандартах.
Можно сделать простой вывод, что государственная пенсия не позволит российским гражданам жить хорошо. Власть нам фактически предлагает участвовать, кроме государственного пенсионного обеспечения, уже в системе дополнительного добровольного пенсионного страхования, как через негосударственные, так и через государственные пенсионные фонды (не путать с ПФ РФ). Но это уже другая тема.
Кризис прожиточного уровня
Если говорить о Красноярском крае, то в настоящее время на его территории проживает около 3 млн. человек, среди которых более 1,3 млн. - работают. В то же время, численность пенсионеров, состоящих на учете в краевых органах Пенсионного фонда РФ, достигает 736 тыс. человек. При этом соотношение количества пенсионеров к работающим продолжает выравниваться. То есть мы также стоим на пороге демографического кризиса.С финансовой стороны региональные пенсионные выплаты выглядят неоднозначно. С одной стороны, в первом квартале 2003 года месячные выплаты составляли 1,2 млрд. руб. При этом в 2002 году средний размер пенсий в нашем регионе вырос с 1167,13 до 1524,35 рублей, то есть увеличился на 30,6% (уровень инфляции в 2002 году составил более 15%).
При этом на 1 марта 2003 года средний размер пенсий в центральных и южных городах и районах края был 1535 руб., в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (в Енисейском, Северо-Енисейском, Мотыгинском, Богучанском, Кежемском районах и городах Енисейске и Лесосибирске) - 1634,14 руб., в районах Крайнего Севера (Туруханском районе и городе Игарке) - 1939,31 руб., а в городе Норильске -- 2154,97 руб. С 1 апреля текущего года произошла индексация страховой части на 12,6 %, но пенсия увеличилась незначительно.
С другой стороны, в Красноярском крае около 34% пенсионеров получают пенсии, размер которых находится ниже уровня прожиточного минимума. В районах Крайнего Севера (в городах Норильске и Игарке, а также Туруханском и Енисейском районах) этот показатель вообще достигает 96%.
Как видите проблем в области пенсионного обеспечения в крае достаточно много. Конечно, от региональной власти мало, что зависит. Но она все же делает определенные шаги для улучшения жизни своих стариков. Так, в конце апреля текущего года Законодательное собрание края доработало свою законодательную инициативу о приближении размеров пенсий малообеспеченных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к прожиточному минимуму. Будем надеяться, что это не последние шаги власти по оказанию помощи людям, которые отдали государству свое здоровье и молодость.
Виктор Прохоров