У каждого режиссера свои пристрастия в драматургии. У народного артиста России Александра Зыкова, художественного руководителя Норильского заполярного театра драмы им. Маяковского, один из любимейших авторов – его современник Григорий Горин. Пожалуй, ни к одному драматургу Александр Маркович не обращался так часто. В этом году на гастроли в Красноярск норильчане привезли два спектакля по горинским пьесам – «…Забыть Герострата!» и «Шут Балакирев». Что в некотором смысле символично: если «…Забыть Герострата!», написанная в 1970 г. – первая пьеса-притча драматурга на исторические темы, то последнюю называют его творческим завещанием. «Шута Балакирева» Горин написал незадолго до своей смерти.
Как в первой, так и в последующих пьесах Горина фигурируют известные литературные и исторические персонажи. Но это не просто пересказ событий их жизни языком драматургии, через поступки и диалоги своих героев автор поднимал актуальные проблемы своего времени. Многие из них остаются современными и по сей день.
В основе сюжета трагикомедии «…Забыть Герострата» – история о базарном торговце Герострате, который в четвертом веке до нашей эры сжег прославленный храм Артемиды в Эфесе. Но только на первый взгляд кажется, что Герострат осмелился осквернить святыню лишь ради того, чтобы увековечить свое имя. У Горина все гораздо глубже: его герой рвется к власти. Что весьма убедительно показано в спектакле Александра Зыкова.
Герострат в исполнении артиста Лаврентия Сорокина предстает как прожженный циник, который не остановится ни перед чем в достижении своих целей. Страшась наказания за содеянное, он, тем не менее, уверен, что слишком хорошо знает природу людей и в состоянии уйти от возмездия. В качестве идейного антагониста поджигателя выступает судья Клеон (народный артист России Василий Решетников), убежденный, что «все должно быть по закону», и никто не имеет права убить преступника до суда. Борьба идей обостряется с каждой сценой, когда вопреки логике и здравому смыслу Герострат шаг за шагом приближается к своей цели. Но что такое здравый смысл перед глупостью и тщеславием масс! И вот уже гнусный преступник становится народным героем, и даже правитель Эфеса Тиссаферн (заслуженный артист России Сергей Ребрий) внимает его речам… И только вмешательство самой Истории пресекает это все возрастающее безумие.
Кстати, некоторые постановщики данной пьесы Горина, желая еще больше «приблизить ее к современности», оставляют Герострата в живых. По их мнению, именно Зло сегодня торжествует, и не закон и справедливость, а ничтожества, прорвавшиеся «из грязи в князи», ныне правят миром. Зыков оставил в своем спектакле все, как задумал драматург. И, тем не менее, финал не внушает оптимизма. Казалось бы, все справедливо: злодей повергнут, а храм восстанавливается, но… Его имя, а не имена созидателей, остается в памяти. Как это ни печально.
Что касается игры актеров, то замечу, что далеко не во всех спектаклях норильской труппы распределение ролей мне показалось удачным. Но «…Забыть Герострата!» не вызывает особых нареканий. Особенно впечатляет игра Ребрия и Сорокина: на мой взгляд, их роли в данном спектакле – одни из самых ярких и интересных в репертуаре артистов. А Александр Глушков в роли ростовщика Крисиппа – само олицетворение жадности! Но вот Василий Решетников воспринимается не столь убедительным – в некоторых сценах его Клеон слишком уж отстраненный и не тянет на страстного поборника справедливости. Как не тянет на гордую правительницу Эфеса и Варвара Бабаянц – в ее исполнении Клементина слишком уж однозначна и кажется скорее глупой публичной девкой, а не высокомерной госпожой, которая соблазняет Герострата ради тщеславного расчета.
Тем не менее, в целом спектакль оставляет очень хорошее впечатление. Что не скажешь об еще одной постановке по Горину, «Шуте Балакиреве». Но об этом – в следующем обзоре.
Елена Коновалова