Главная
>
Статьи
>
«Папа»

«Папа»

31.08.2004
1
Режиссёр: Владимир Машков
В ролях: Владимир Машков, Егор Бероев


«Папа»

Российские кинематографисты перебрали, пожалуй, уже всех возможных близких родственников: «Брат», «Мама», «Сёстры», теперь вот «Папа», тёти у нас тоже были, так что скоро дело дойдёт и до двоюродных. С приличными же фильмами в этом ряду разнообразной родни довольно туго (вот только если вспомнить михалковскую «Родню»). И новый фильм Владимира Машкова, пополнивший этот ряд, большим успехом тоже не назовёшь, впрочем, как и особым провалом. Вторая (в кино) режиссёрская работа Машкова представляет собой посредственную, но при этом вполне качественную вещь.

«Папа»

История юноши из богом забытого местечка, который благодаря настойчивости отца, доходящей до жестокости, смог стать блестящим скрипачом, а своего не вписывающегося в праздничную советскую действительность папу предпочёл забыть. Фильм снят по мотивам известной пьесы Александра Галича «Матросская тишина», однако эмоциональной и смысловой насыщенности, свойственной пьесе, на экран Машкову перенести не удалось, слишком уж схематичная у него получилась картина.

Сначала сорок минут босоного местечкового детства, наполненного надеждами на светлое будущее и наивными обидами на отца. Потом ещё сорок минут на демонстрацию сбывшихся надежд главного героя и уже настоящий конфликт с папой, да и с самим собой. И, в завершение, четверть часа на ужасы войны и примиряющий всех трагический финал. Поступкам персонажей не хватает мотивации, отдельные фрагменты так и не складываются в целостную картину, истории не получается.


«Папа»

Фильм производит в некотором роде двойственное впечатление: с одной стороны, происходящее на экране оставляет ощущение какой-то сухости и недосказанности, с другой, нельзя не признать, что это очень трогательная история. Возможно, дело не столько в том, какую картину снял Владимир Машков, а в том, о чём эта картина – такая тема не может оставить нормального человека равнодушным. Кроме того, всё-таки Машков умеет снимать именно трогательное кино, будь то симпатичная камерная комедия «Сирота казанская» или же тягостная драма «Папа».

Кстати, нельзя не заметить неравнодушного отношения режиссёра к теме взаимоотношений отцов и детей. Вот только для человека, уже не в первый раз пытающегося хоть как-то решить эту непростую проблему, Владимир Машков не проявляет должной решительности, будто боится подойти к ней слишком близко и дать определённый ответ, который кому-то (возможно, очень многим) не понравится. Правда, в «Папе», показывая нам друга главного героя, нашедшего единственно верный для себя ответ на очень болезненный вопрос, режиссёр хоть как-то обрисовывает свою позицию.

«Папа»

Неизбежным представляется сравнение «Папы» с другой недавней ретродрамой – «Водитель для Веры», тем более что режиссёр её – Павел Чухрай, в «Воре» которого Владимир Машков сыграл одну из своих лучших ролей. Начало 60-х и конец 30-х годов прошлого века – два периода нашей истории, отстоящие друг от друга не просто на четверть века, их разделяет целая эпоха, да и сюжет в распоряжении Машкова был потенциально куда как более значительный и будоражащий. Но герои «Водителя для Веры» оказываются способны вызвать у зрителя острое сопереживание, а вот герои «Папы» вполне позволяют сохранить отстранённость.

И причина этого не только в недостатках Владимира Машкова как режиссёра, но и в одной большой ошибке, коей является созданный им образ отца – этот почти карикатурный персонаж будто вышел из плохих анекдотов. Впрочем, на фоне беспомощной игры Егора Бероева герой Машкова по крайней смотрится живым человеком.

Хотя, скорее всего, в своих критических оценках «Папы» мне предстоит остаться в меньшинстве, ведь получил же этот фильм на последнем ММКФ приз зрительских симпатий (что вполне закономерно). Однако, откровенно говоря, меня удивляет сам факт его включения в конкурсную программу.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать