Первый заместитель Губернатора Красноярского края по вопросам экономического и социального развития края.
Родился 6 февраля 1958 г. в п. Горячегорск Шарыповского района Красноярского края.
В 1980 г. окончил Красноярский политехнический институт, получил специальность "инженер-строитель".
После окончания института около шести лет работал в тресте "Красноярскэкскаватортяжстрой" на должностях от мастера до главного инженера строительного управления.
В 1986 г. перешел на партийную работу в Советский райком КПСС Красноярска.
С 1988 г. занимал должность заместителя председателя Советского райисполкома, председателя районной плановой комиссии, а в 1990 г. возглавил Советский райисполком.
С 1991 по 1993 гг. работал в различных коммерческих организациях.
В 1993 г. - назначен на должность директора департамента архитектуры, градостроительства и экологии администрации Красноярска.
С 1995 г. около четырех лет работал в администрации Красноярского края на различных должностях. Возглавлял управление жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики, комитет по делам Севера и Арктики, управление по взаимодействию с северными территориями администрации края.
В 1996 г. назначен начальником нового управления администрации края - управления жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики.
С 1998 по 1999 гг. занимал должность заместителя Губернатора края.
С 1999 г. работал в Москве: вице-президентом коммерческого банка "Легпромбанк" и генеральным директором ОАО "Центральная компания "Промвзрыв".
В мае 2002 г. был назначен на должность заместителя Губернатора Красноярского края.
С октября 2002 г. - первый заместитель Губернатора края. На Кузубова возложены обязанности по координации вопросов экономического и социального развития края.
Василий Юрьевич, Вам нравится кабинет, в котором Вы сейчас работаете?
Да, очень уютный кабинет. Мне в нем удобно работать.
Известно, что Вы не раз исполняли обязанности губернатора края во время его отсутствия, к примеру, когда он находится в отпуске. Насколько сложнее исполнять обязанности губернатора края, чем быть его первым заместителем?
Это формальная вещь. Губернатор - это не должность. Губернатор – человек, который избран населением. На него возложена огромная политическая, социальная, общественная ответственность, и его роль исполнить невозможно. А я, хоть и высокого ранга, но чиновник. Все исполнение обязанностей сводится к выполнению моих функций, плюс добавляются некоторые формальности, в чем я мог бы заменить губернатора, например, участие в публичных мероприятиях. Я не испытываю дискомфорта при этом. Гораздо труднее и тревожней, когда тебе что-то не удается в глобальных делах. В частности, это связано сейчас с монетизацией льгот на федеральном уровне и нашим пакетом социальных законов. Здесь важно организовать процесс так, чтобы в минимальные сроки подготовить максимально эффективный пакет документов.
На краевом уровне тоже будет принят закон о монетизации?
Нет, на краевом уровне такого закона пока не будет. У нас на это просто нет денег. Мы будем осуществлять натуральные льготы. Вопрос в том, как мы будем это делать - через субвенции муниципального образования либо через систему социальной защиты. Стоим пока на позиции сохранить все то, что у нас было. Монетизация - это достаточно серьезные государственные затраты. Они в четыре раза превышают то, что до сегодняшнего дня выплачивал федеральный бюджет.
Вы считаете себя политиком? И как Вы относитесь к политике в целом?
Считаю настолько, насколько это необходимо. Я больше себя считаю хозяйственником, человеком, который занимается вопросами управления. Политика - это несколько иная вещь. В этом есть определенная харизма, кураж. Политикой я занимаюсь по мере необходимости, как и любой человек. Мне, по роду деятельности, приходится иметь дело с людьми грамотными, политически активными. Депутатами Законодательного собрания, представителями различных общественных организаций. С ними надо выстраивать отношения, вот, собственно, это и есть политика.
Как сейчас Вам удается выстраивать с ними отношения?
По-разному. Был период, когда я не находился в крае почти четыре года. Поменялись люди. Те, что были молодыми и не совсем опытными, превратились в «матерых» политиков краевого уровня. Все это требовало притирки, восстановления отношений. Сейчас мне легче: в отношении и с депутатами, и с внешней средой. Особенно тяжело было вначале. Когда человек выпадает из поля зрения, возвращаться не так просто.
Почему Вы уехали работать Москву?
Ряд обстоятельств так сложился, что я был вынужден туда уехать работать, хотя у меня не было большого желания жить в Москве. Но набрался там опыта, даром это время не прошло.
Если сравнивать ту и эту работу, что более лежит к душе?
Нравится мне здесь, безусловно. Я считаю, что нынешняя команда исполнительной власти по многим позициям одна из самых сильных за последние десять лет. Я не лукавлю, говорю это с полной ответственностью, в силу того, что я имел отношение к трем предыдущим краевым администрациям, работал в различных должностях. Хочу сказать, что с профессиональной точки зрения - это наиболее подготовленная команда. Здесь есть местные руководители, которые имеют достаточный опыт работы на таком уровне власти. Это позволяет обеспечить более организованный процесс и достаточно оперативно принимать эффективные решения.
Но растет и новое поколение, на которое надо ориентироваться. И именно молодежь зачастую предлагает рациональные решения проблем: как надо сделать, чтобы было лучше. Поэтому необходимо смотреть вперед. В этом смысле наиболее эффективными являются люди, которым еще нет тридцати лет, которые способны думать, принимать нетрадиционные решения, а не вздыхать по поводу того, что было, и как было хорошо раньше. Важно найти таких людей и поддержать их инициативу – это одна из непростых задач нынешней власти, если говорить о приоритетах.
Какие вообще приоритеты ставит перед собой красноярская власть? Чего нам ожидать в ближайшее время?
Я бы не сказал, что у нас что-то поменяется принципиально. Я вообще против революций. Революции всегда приводят к плохим последствиям. Еще ни одна революция в истории человечества добром не кончилась. Процесс должен быть эволюционным. Мы выработали некий механизм, обозначили приоритеты, подготовили программу социально-экономического развития. Плохая она или хорошая, мы ее разработали. Если есть у кого-то свои предложения по этой программе, мы с удовольствием их выслушиваем, если они конструктивны, то мы их учитываем. Сейчас идет работа с этой программой, адаптируем ее, чтобы быть включенными в федеральные проекты. В рамках этого документа заложены инвестиционные, инновационные программы, определены показатели роста в различных отраслях экономики и социальной сферы. Мы сейчас добиваемся того, чтобы эти показатели были отражены в бюджете 2005 года.
Как идет работа над бюджетом-2005?
С бюджетом у нас, в связи с федеральными изменениями, все очень напряженно. У нас сейчас бюджет складывается с дефицитом 4 млрд. рублей. 51 млрд. доходов, 55 млрд. расходов – это предварительные цифры. Для нас принципиально важно, с одной стороны, сделать объективной доходную часть, с другой стороны, задействовать весь потенциал, который, по нашему мнению, есть в экономике края. Это все, что касается параметров и приоритетов бюджета 2005 года. Что касается расходов, то согласно программе социально-экономического развития края, на втором этапе необходимо разработать среднесрочные отраслевые программы, в которых отдельно рассмотреть образование, культуру, спорт, соцзащиту и прочее. Все то, что будет наработано в этих отраслевых программах, сепаративно довести и сбалансировать эти цифры в расходной части бюджета, исходя из доходов.
Этот подход отличается от того, что применялся раньше. Сейчас мы формируем доходы, на которые должны ориентироваться.
Как Вы оцениваете экономическое развитие края?
Как переходный период. С одной стороны, вроде бы цифры неплохие, но они связаны с конъюнктурой цен на внешнем рынке на нефть, на цветные металлы. Самая большая и важная задача провозглашена Президентом. Она для любого региона является приоритетной – реструктуризация экономики, диверсификация производства. Регионы должны заняться теми отраслями, которые дадут экономический эффект. К примеру, пищевая промышленность, сельское хозяйство, лесная отрасль и так далее. В этом смысле мы находимся в начале пути. Поэтому пока экономику края рассматриваю, как процесс, в большей степени, инерционный. Мы опираемся на те отрасли, которые традиционно хорошо работают, создаем условия для инноваций и инвестиций и через государственное регулирование, и через формирование более устойчивой политической ситуации на территории края, предсказуемости действий местных властей для того, чтобы сюда пришли деньги, инвестиции для развития экономики.
Какие проблемы в крае на Ваш взгляд необходимо решать в первую очередь?
У нас край является территорией донорской. Он не получает помощь из федерального бюджета, соответственно, мы все свои затраты должны покрывать своими доходами. А в силу того, что география края достаточно сложная - мы занимаем срединное положение в России, плюс мы еще с севера на юг вытянуты - у нас много расходов, связанных с поддержанием инфраструктуры. Это тоже надо учитывать.
Но, если говорить в целом, в крае те же проблемы, что и в России. На мой взгляд, самой важной проблемой на сегодня является задача инициирования роста деловой активности населения, потому что только работа дает материальные блага. А все социальные вещи являются следствием. Мы живем еще в тот период, когда это не совсем осознано обществом. Пока ещё мы считаем, что кто-то за нас должен что-то решить. Главы приходят жаловаться на то, что им не хватает бюджетов. Мы идем в федерацию, просим у них что-то. Это нескончаемый процесс. Живем мы все, на мой взгляд, в какой-то степени за счет «проедания» ресурсов. Это характерно для края, вы знаете, что мы зависим от «Норильского никеля», массу доходов мы получаем оттуда. Норильская металлургия – это тоже продукт первичной переработки, использование недр, ресурсов. Надо уходить от этого, выходить на высокие технологии. Поднимать малый бизнес, сельское хозяйство, сферу услуг, разумно подходить к тратам в социальной сфере. Во многих вещах есть родимое пятно социализма, когда мы бросаемся выполнять ту или иную социальную функцию, не думая о последствиях. Проще построить новый детский дом, а не серьезнее заниматься семьей, воспитанием. Ничего хорошего ни с экономической, ни с социальной, ни с нравственной точек зрения из этого не получается. У нас в крае за последние несколько лет количество детских домов выросло в два раза...
Эти проблемы, которыми мы живем, ничем не отличаются от других территорий. Важно, какой алгоритм мы выработаем для их решения.
Сейчас широко обсуждается проблема ответственности бизнеса перед социумом. На Ваш взгляд, какова должна быть степень участия власти и бизнеса в решении социальных проблем?
Все это игра слов, что бизнес ответственен за социум и так далее. Общество должно создать у себя такие законы, правила игры, в которых бы каждый занимался своим делом. У нас 15 лет назад только 20% жилья принадлежало местным органам власти. А 80% - это было жилье ведомственное: «Красмаш», Химический комбинат «Енисей», КрАЗ, КрАМЗ. Им принадлежали детские садики, школы, дворцы культуры, спорта и так далее. При этом сами предприятия работали неэффективно, но имели государственный заказ и дотировались из бюджета. Их хозяйственная деятельность была во многом условна. В результате этого мы получили неэффективную систему отношений.
Когда мы говорим о том, что бизнес социально ответственен, он социально ответственен так же, как в семье муж перед своей женой и детьми. Он должен зарабатывать, кормить, поить, воспитывать. В этом его социальная ответственность. Нужно вести активный образ жизни, а не лежать на печке. Точно так же любое предприятие должно выпускать конкурентную продукцию, иметь прибыль, вкладывать эту прибыль в дальнейшее развитие производства, платить налоги и нормальную заработную плату своим работникам.
Если при этом предприятие в состоянии заниматься еще и благотворительностью - это очень хорошо, но это не должно быть обязательным. Это некая инициативная функция предприятий. По сути своей, содержание объектов социальной сферы - это не профильное направление предприятия, независимо от того, какие оно деньги получает. Пусть лучше эти деньги в экологию вкладывают, а не травят Красноярск – вот что важно.
Губернатор края Александр Хлопонин и его команда находят новые оригинальные решения серьезных проблем. Какие проекты стоит ожидать в ближайшее время?
Новый подход к бюджету. Все, что связано с инвестициями, соглашениями с ФПГ, работа с федерацией по достройке Богучанской ГЭС, разработке Ванкорского месторождения.
Важно создать такую систему взаимоотношений с налогоплательщиками, населением, которая будет работать независимо от того, кто находится у власти. От человеческого фактора будет зависеть, быстрее это будет двигаться или медленнее.
Какой период Вашей работы Вам представляется наиболее успешным?
Успешный, удачный - это когда молодой, когда честолюбия больше. Сейчас я уже ко всему отношусь философски, как и у любого другого человека наиболее успешное и удачное было время лет в 30-35 (улыбается). А если серьезно говорить, то все, что связано с краем - наиболее успешный, удачный период в моей жизни. То есть именно там, где ты родился, вырос, там, где твои корни, как правило, получаешь наибольшее удовлетворение и отдачу от работы.
Хотелось бы узнать о кураторстве регбийной команды «Красный Яр». В чем оно заключается, и почему Вы выбрали именно регби?
Я играл в свое время в регби, и «Красный Яр» - это люди, которые со мной играли. «Красный Яр» - это команда, которой помогал я, помогал в свое время мой отец, когда водил эту команду из института, где мы все учились, на стройку. Фактически около 30 лет моей жизни связано и с регби, и с командой. Я не обременяю их своим вниманием, все происходит по их инициативе. Стараюсь помогать. Регби очень интересный вид спорта. Я являюсь поклонником регби и очень рад тому, что у нас в Красноярске эти традиции продолжаются, есть команды, которые достойно играют в регби.
Ходите на стадион смотреть регби, болеете за наши команды?
Смотреть хожу, меня все время приглашают. Пытаюсь критиковать, советовать. К моему мнению прислушиваются.
Вы сами в прекрасной физической форме. Чем-то занимаетесь?
Да, много чем занимаюсь. Играю в хоккей, очень серьезно играю. Слежу за результатами матчей, переживаю, когда проигрываем. Играем в «Соколе». Собираемся, от администрации играем я и Лев Владимирович Кузнецов вместе с командой «КрасЭйр» против команды «Сибавиатранса». В большой теннис играю, занимаюсь фитнесом, катаюсь на горных лыжах.
Когда «Бобровый лог» построят, тоже там будете кататься зимой на лыжах?
Думаю, что да. По моему мнению, этот проект очень интересный и эффективный. Самое главное, я уверен, что красноярцы его воспримут. Это будет одно из любимых мест отдыха и красноярцев, и гостей нашего города.
Василий Юрьевич, очевидно, что Вы очень много времени проводите на работе. Как Вы проводите свое свободное время, где любите отдыхать?
С семьей я люблю отдыхать. Семья сейчас далеко, еду к ним и отдыхаю. Если говорить, вообще, несколько последних лет свой отпуск - а он, как правило, непродолжительный - я проводил, катаясь на лыжах. Так я лучше всего расслабляюсь, отвлекаюсь и получаю заряд энергии. Заниматься горными лыжами я начал еще до того момента, как Путин пришел к власти, а вот большим теннисом - уже после того, как Ельцин ушел в отставку (улыбается).
Что Вам позволяет сохранить такой лед в глазах, что просто парализиующе действует на оппонентов?
Не знаю, наоборот мне кажется, что я очень мягкий человек. Это чисто внешне, защитная реакция.
Есть ли у Вас какая-то нереализованная мечта?
Есть. Выспаться.
Беседовала Людмила Заборцева