В ролях: Джулиан Сэндс, Эльза Патаки, Гари Пикер
Качественная европейская картина, со всей очевидностью демонстрирующая, что произвести достойное впечатление на зрителя можно и без луж крови и выскакивающих из-за всех углов громил с бензопилами. «Ромасанта» – триллер, который без зазрения совести можно назвать психологическим и – после недолгого раздумья – мистическим. Принимаясь за историю Мануэля Бланко Ромасанты, за отправную точку которой был взят роман Альфредо Конде «Человек-волк», создатели фильма (и в первую очередь режиссёр Пако Плаза) ставили перед собой задачу снять не просто пугающее кино про оборотней, хотя и это, впрочем, у них получилось весьма неплохо. Во главу угла здесь поставлены тайные страхи и желания людей, их непростые отношения друг с другом, изрядно приправленные вкусом крови.
«Ромасанта» выглядит утончённой и почти эстетской драмой, особенно на фоне многочисленных американских собратьев по жанру, в которых безоговорочно господствует визуальная составляющая: кровавые фонтаны, разлетающиеся во все стороны ошмётки мяса, гниющие трупы и непременная на этом фоне пышногрудая блондинка, спотыкаясь и падая, убегающая от монструозного злодея с топором или тесаком (но лучше всё-таки с пилой). Нельзя сказать, что в фильме совсем нет страшных и неприятных моментов – некоторые кадры вполне способны заставить чересчур впечатлительного зрителя прикрыть глаза, но особого акцента на них не делается. Исключение, пожалуй, составляет крайне убедительная сцена трансформации волка в человека – сова из «Ночного дозора» просто отдыхает.
Но по-настоящему пугает и о многом заставляет задуматься тот факт, что «Ромасанта» – вовсе не страшная сказка, порождённая чьей-то нездоровой фантазией, а подлинная история, имевшая место в середине позапрошлого века на севере Испании. Конде, а следом за ним и Пако Плаза представили свою трактовку тех страшных событий, позволив себе фантазировать лишь там, где в реальной истории остались белые пятна. Мануэль Бланко Ромасанта – торговец, разъезжавший по испанской Галисии, в своих путешествиях он соблазнял крестьянских жён и убивал – убивал мужчин, женщин, детей. Ромасанта считал себя даже не оборотнем, а волком – волком, превращавшимся в человека, для того чтобы убивать. Причём убийства, им совершённые, были не просто жестоки, они были чудовищны – в делах Ромасанты действительно было мало человеческого, но и дикому зверю жестокая изощрённость такого рода несвойственна.
В середине XIX века эта история всколыхнула все слои испанского общества, одни, считая Ромасанту жестоким и корыстным убийцей, требовали его смерти, другие же относились к нему как к несчастному больному и были уверены, что его возможно излечить. Режиссёру удалось показать не только эти сомнения, но и тот ужас, который переживали люди, оказавшиеся перед лицом страшной и непонятной угрозы. Напряжение нагнетается с самых первых кадров и умело поддерживается вплоть до развязки, но при этом нельзя говорить об однообразии и прямолинейности сюжета. В этом страшном повествовании талантливо переплетены любовь, страсть, жестокость, страх, боль, страдание – за внешней сдержанностью сокрыты бури эмоций. А главное, что авторы фильма смогли уберечься от оценок и однозначных ответов, право окончательного выбора в пользу той или иной интерпретации событий оставлено за зрителем.
В картине центральное место отведено внутреннему миру героев, их сомнениям и переживаниям, их видению событий и своего места в них. Это стало возможным, в первую очередь, благодаря блестящим актёрским работам – здесь даже исполнители второплановых ролей играют удивительно талантливо и убедительно. Для Джулиана Сэндса, неоднократно отметившегося на экране в качестве разнообразных злодеев, роль Ромасанты стала настоящей удачей и, возможно, лучшим его произведением. И просто великолепна Эльза Патаки, создавшая образ чувственной и ранимой Барбары – любовницы главного героя, жертвами которого, среди прочих, стали её сестра и племянница. Результатом талантливой работы актёров, оператора, режиссёра стал этот пугающий и таинственный – полный готического духа – триллер, выгодно отличающийся от массового американского (да и европейского) продукта в этом жанре.
Александр Спасов