Похоже, людям больше нравится жаловаться, чем получать полезные советы, которыми я «увлекся» в последних выпусках «Жалобной книги». На форуме «Лаборатории новостей» некая Крошечка-хаврошечка призвала (пардон, если вы мужчина) рассказывать друг другу о том, куда не надо ходить, куда никогда не обращаться: в магазины, фирмы, к производителям и поставщикам, перевозчикам, СМИ и прочим. Потому советы пока уступают место народному гневу.
Торт с нагрузкой
Расскажу о ноу-хау, придуманном в красноярской кулинарии "Такмак", что на «Красноярском рабочем». Неделю назад покупала там тортик. Упаковали его в коробочку, тесемочкой перевязали, словно новорожденного. А когда настал момент расплаты, выяснилось, что за упаковку нужно заплатить! Конечно, деньги небольшие, рублей 10. Но интересно, а если бы я отказалась платить, то мне что, торт бы «голеньким» всучили? Мне кажется это странным и неправильным. И вообще сталкиваюсь с таким фактом впервые. А еще меня возмущает, что в магазине на Пашенном кассиры берут деньги за целлофановые пакеты, в которые сейчас упаковываются все товары. А кто их просит?
Лариса Петровна
Это действительно ноу-хау «Такмака». И пока не нашлось грамотного покупателя, который бы поставил магазин на место. В Правилах продажи отдельных видов товаров, который наравне с Законом о защите прав потребителей регулирует отношения продавца и покупателя, эта ситуация четко оговорена. В пункте 35: "Развесные продовольственные товары передаются в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы". Так что будьте настойчивее. И не позволяйте высчитать с вас стоимость полиэтиленового пакетика. Или, как в описанном случае, коробки. А нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары продавать теперь вообще запрещено.
Олег Мельников
Как вести себя в супермаркете?
Охрана в супермаркете «Десяточка», что на улице Высотной, требует непременно оставлять сумки в камерах хранения. Но вряд ли они возьмут на себя ответственность, если вещи исчезнут из ячеек с хлипким замком. А потому иду с сумкой, подвергаясь на выходе унизительному досмотру. По-моему, это самоуправство!
Марина
В "Правилах розничной торговли", которые составлялись, когда супермаркеты существовали только за границей, прямого ответа на этот вопрос нет. Но в главе 6 "Права и обязанности покупателя" говорится, что мы не должны входить в магазин с животными и громоздкими вещами. И при входе с вещами в торговый зал самообслуживания мы обязаны ставить работников в известность об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине. Так что вроде и нельзя, а вроде бы и можно. И даже с вещами.
На мой взгляд, и продавцам, и покупателям нужно уметь договариваться. Администрацию тоже можно понять. Из супермаркетов воруют по-черному. В день, говорят, задерживают до трех человек. Вот и придумывают правила. Что вам, сложно сдать сумочку в камеру хранения? В некоторых магазинах (например, красноярском "Каравае") есть не только автоматические ячейки, но и дежурные, которые принимают вещи под свою ответственность.
Если в сумочке особо ценные вещи: сотовый телефон, документы и прочее, советую потребовать составить опись имущества. И чтобы кто-то из сотрудников подписал ее. Администрация торговой точки скорее позволит вам совершить покупки, имея при себе сумку, чем будет заниматься составлением описи ее содержимого. Если же опись составлена не была, а что-то все-таки пропало, то взыскать убытки будет очень сложно, т.к. необходимо будет данный факт доказать.
Бич наших супермаркетов, когда покупателя просят открыть сумочку и начинают обыскивать при всем честном народе, – полная самодеятельность. Помимо вашей воли никто из сотрудников магазина – даже охрана (!) – не может провести личный досмотр и проверить вашу сумку. Во-первых, для этого должны быть очень веские основания: подозрение в совершении вами кражи. Во-вторых, в таком случае досмотр вправе производить только сотрудники милиции либо сотрудники ведомственной или вневедомственной охраны.
Олег Мельников
В «Алпи» рот не развевай
Я много раз слышал, что в супермаркетах обсчитывают покупателей. Но сам столкнулся с этим впервые. И был поражен масштабам обмана. Это произошло в гипермаркете «Алпи», расположенном по улице Молокова. Меня обсчитали сразу на 253 (!) рубля. Видимо, по пословице «Большому кораблю – большое плавание».
Я нагрузил полную тележку продуктов. Многие из них были довольно дорогие. А потому, когда продавец назвала сумму – 1436 рублей, она не вызвала у меня особых подозрений. И только дома посмотрел чек. Там значились товары, которые я не покупал. Сверил чек с тем набором, что принес домой (эх, если бы в магазине это сделал!): они разительно отличались. Из 24 наименований, пробитых кассиром, в пакете отсутствовало 12. Среди них молоко и сметана "Исток", пиво "Легенда", сыр плавленый "Янтарь" и "Солти", пельмени "Русские" и "Сибирские", вареники с картофелем. А также пироги с изюмом и повидлом, хлеб и печенье.
Хороший ужин у кого-то получился. Главное, за чужой счет.
Илья
Обман произошел по традиционной схеме: чек длиннее чек, тем больше вероятность обмана. Что могу посоветовать? Только проверять чек, не отходя далеко от кассы. Я давно взял это за правило. И раз в месяц точно сталкиваюсь с обсчетом. Хорошо бы, чтоб о таких обсчетах узнавали специалисты торговой инспекции (телефон отдела 36-39-26, Лунина Татьяна Александровна). После того, как в магазине «Каравай», лидере по обсчетам, обманули на 60 рублей самого начальника торговой инспекции Владимира Полякова, эта инспектирующая структура быстро реагирует на подобные жалобы.Олег Мельников
Где не следует заказывать очки
Увидев рекламу сети оптических салонов «ДавыдоВ», в которой занят один из моих любимых актеров Алексей Максимов, я заказала очки в пункте, расположенном в «Кванте». Но, водрузив полученные очки на нос (а ношу я их не первый год), заподозрила, что они слабее, чем мне надо бы. Сомнения усилились, когда я увидела, что на пакетиках, в которых хранятся линзы, указаны диоптрии на 0,25 меньше, чем выписаны в рецепте. Приемщица ничего пояснить не смогла. Она только принимает заказы и деньги. А очки делают совсем в другом месте. По дороге из «Кванта» встретила свою коллегу, которой поведала об этой истории. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что у нее аналогичная ситуация. В «ДавыдоВе» ей сделали очки на 0,25 диоптрий больше, чем ей надо: вместо 1,25 – 1,5. Директор сети объяснила ей, что в тот момент не было нужных линз. А 0,25 диоптрий – вполне допустимая погрешность. Такой же ответ услышала я. Но почему нас не поставили об этом в известность, ведь приемщица записала наши контактные телефоны?! Да и при получении заказа никто ничего не сказал. Меня возмутило такое пренебрежение. Ведь речь идет о здоровье. Моя коллега ждала две недели, пока не пришли новые линзы. А я забрала деньги. Как-то расхотелось мне иметь дело с непрофессионалами. Чего и вам всем не советую. Хотя выбор оправ там очень неплохой. Но ведь оправы – это не главное.
Евгения
Прокомментировать ситуацию я попросил окулиста центра «Окулис» Александра Вячеславовича Татаренко:
– Я не знаю, откуда специалисты «ДавыдоВ» взяли, что 0,25 диоптрий считается допустимой погрешностью при изготовлении очков. Такой нормы нет! Это всё равно, что вы носите обувь 41,5, а вам продавцы предлагают 41 или 42 размер. Ведь почти то же, но не то же самое. Это во-первых. А во-вторых, никто не дает оптике право самостоятельно решать, какие линзы ставить. Они должны, если у них в данный момент нет нужных линз, спросить заказчика, согласен ли он на такую замену. Может быть, у него уже есть очки с такими диоптриями?
Сегодня очковый бизнес с лотка очень популярен. Посмотрите, едва ли не в каждом магазине вам предлагают подобрать обнову для глаз. Но лично меня вероятность заработать астигматизм, косоглазие, головные боли отпугивает от таких случайных покупок. Предпочитаю приобретать очки в проверенной оптике на проспекте Свободный.
На сегодня все. Жду новых жалоб.