Главная
>
Статьи
>
Silent Hill 4. The Room

Silent Hill 4. The Room

28.09.2004
1
Разработчик: Konami
Издатель: Konami
Жанр: survival horror


Silent Hill 4. The Room

“Да что же не так с твоей головой, Ричи!?!” © (От заката до рассвета)

Порой мне хочется сгрести в охапку всех восточных палачей нашей сердечно-сосудистой системы, этих мощных копирайтеров неизбывного ужаса, кузнецов учащенного дыхания, (сгрести в охапку) и выведать, хорошенько встряхнув, где же они прячут непознаваемый инопланетный разум, что строчит один за другим сценарии фильмов и игр ужасов. Ведь не может же их придумывать человек, обыкновенный живой человек с одноразовыми нервными клетками и теплой кровью в руках. Хочется выведать и… не знать, что делать дальше…

Человеческое желание пугаться вполне обыденно. Оно привычно, традиционно в определенных границах; отсюда все эти мамонты, топчущие людей на стенах пещер, люди с песьими головами в волшебных сказках и огневушки-поскакушки из сказов у искрящегося костра. Но, оказывается, можно пугать еще сильнее, создавать не просто страшное, а болезненно страшное. С этой задачей игры справляются куда успешнее фильмов, а серия Silent Hill среди игр является высшим достижением игропугательной индустрии (одобрено корпорацией монстров).


Silent Hill 4. The Room

Silent Hill – лучшее посвящение Стивену Кингу, которого так ни разу и не сумели экранизировать правильно, не передав главное – ощущение шизовости происходящего изнутри. Классические темы жанра ужасов – одиночество, беспомощность, неизвестность, монстры вокруг – дополняются здесь пахучими индивидуальными особенностями: перекрученная органика, коррозия и ржавчина, безмолвная мистическая враждебность, обреченность и пессимизм. А ведь это настоящая Зона! Курортный городок «Тихий холм», куда реклама зовет отдохнуть от суеты, и есть пикник на обочине.

Whiter shade of pale

Четвертая инсталляция игры не хватает с тусклого неба технологических звезд. Она выглядит чуть проще третьей, хотя и в силах похвастаться несколькими новыми трюками. Картинка, из которой словно высосан цвет (еще немного – и она станет монохромной), выглядит чертовски стильно, наложение в драматические моменты эффекта изношенной кинопленки кружит голову, очертания реальности смываются. Пугающе живыми выглядят модели главных персонажей, пугающе мертвыми (как и задумывалось) - большинство монстров.


Silent Hill 4. The Room

Удивительно, насколько глубоко эта игра способна погрузить сознание в атмосферу экранного натюрморта. Бывает, во время просмотра плохого фильма мы машинально пытаемся разгадать, как снята та или иная сцена, или отмечаем оригинальный угол съемки, про себя жалея оператора. В игре же неторопливо думается, что такие маленькие локации достались в наследство от склеротичных консолей… что на телевизоре все это выглядит на порядок лучше… но прислушайтесь к себе – разве вы все еще чувствуете реальный мир вокруг вас?

SH4 помещает игрока в прочные стены вовлеченности, наполняя пространство внутри напряжением и раздраженным испугом; выстраивает прямую параллель с героем повествования Генри Тауншендом, который тоже оказался в неприступном периметре, неожиданно неприступном изнутри. Мы можем покинуть игру в любой момент - бедняга не способен даже выйти из своей квартиры. Телевизор, телефон, радио бесполезны: окно в спальне способно дать куда больше информации. Кричать и стучать бесполезно – судя по всему, он вообще не здесь…

Пожелтевший листок проливает свет на вопиющую аномалию: «Через ритуал Священного Предположения он построил мир. Этот мир существует в пространстве, отдельном от мира Бога нашего. Точнее, он находится внутри, но нет там бога … В отличие от нашего, тот мир чрезвычайно нестабилен: двери, стены, странные существа появляются и исчезают…» Что ж, это печально, потому что дыра в ванной, достаточно широкая, чтобы в нее мог пролезть человек, явно указывает на принадлежность квартиры Генри к тому миру. Неважно, что он непричастен к практике религиозных культов, деяниям убийц, да и вообще живет в другом городе. Длинное путешествие по цепочке неприятных миров, определенно напоминающих места в милом городке Сайлент Хилл, начинается…


Silent Hill 4. The Room

Комната 302

Любопытной инновацией стала квартира и вид от первого лица во время перемещения по ней. Почти физически ощущается недостаток места и скованность движений. Можно смотреть в дверной глазок или подглядывать за соседкой через отверстие в стене, можно созерцать городскую кутерьму через единственное незашторенное окно. По мере прохождения игры дыра в ванной будет увеличиваться, а… скажем так, спиритическое состояние комнаты - ухудшаться. Но именно в квартире расположено единственное место для сохранения, и только здесь само по себе восстанавливается здоровье. Здесь же находится и большой сундук, в котором (и более нигде) можно хранить найденные вещи.

По сравнению с предыдущими частями, загадок в игре стало меньше, а конфронтаций с монстрами – больше. Иногда можно избежать прямого столкновения и спастись бегством, но срабатывает этот прием далеко не всегда: враги то и дело ловко окружают Генри и устраивают показательное побоище. Кроме того, вы же не думаете, что герой будет скитаться в одиночестве до самого конца? К сожалению, боевая система игры очень примитивна и неудобна; камера порою ужасна. Призраки зачастую не уничтожаемы. Тем не менее, надлежащие навыки по обращению с опасными объектами вырабатываются быстро.


Silent Hill 4. The Room

До сих пор мы не коснулись главного атмосферообразующего аспекта – звука. Здесь я позволю себе робко предположить, что лучше всего проходить SH4 в хороших наушниках, на этот раз презрев многоканальные акустические системы (пусть даже звуковой движок и поддерживает Dolby Digital). Гениальный микс из гулов, шумов, криков, шепота, жужжания и треска надолго остается в ушах даже после выхода в операционную систему. Радиоприемника, предупреждающего о приближении монстров, в игре больше нет, вместо этого монстры сами чавкают, дышат и трещат почище любой сломавшейся аппаратуры. Условный рефлекс устанавливается в течение 15 минут, и после этого мурашки со всего тела каждый раз послушно откликаются на техногенный зов.

Игры серии Silent Hill традиционно получают рейтинг М. Mature – «продукты этой категории предназначены для лиц старше 17 лет. Они могут содержать нецензурную лексику, демонстрацию насилия и сексуальные сцены». Необходимое уточнение: Silent Hill 4: The Room предназначен для лиц старше 17 лет с крепкой, устойчивой психикой, которым не свойственны тревожные сны. Еще одно небанальное упражнение на заданную тему.

Системные требования:
Минимальные: процессор AMD Athlon / Intel Pentium III 1000 МГц, 256 Мб оперативной памяти, 32-мегабайтный 3D-акселератор, 2,6 Гб на жестком диске
Рекомендуемые: процессор AMD Athlon / Intel Pentium IV 2000 МГц, 512 Мб оперативной памяти или больше, 64-мегабайтный 3D-акселератор
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, GeForce 4 Ti4200 128 Mb

Влад Вавилов

Диски для обзора предоставлены медиамаркетом Клондайк пр. Мира, 86.

Рекомендуем почитать