Еще ни одна премьера в красноярских театрах не сопровождалась таким изобилием слухов и скандалов. И что, дескать, в «Женихах» - новой постановке театра музыкальной комедии - с избытком ненормативной лексики и полуголых красоток. И что там – страшно подумать! – сплошные наезды на советскую символику. За что местные национал-большевики якобы даже собирались закидать сцену тухлыми яйцами. Нацболы, впрочем, отреагировали быстро: «Если чего актёрам и нужно опасаться, так это тухлых яиц от разочарованной публики». И кто пустил все эти сомнительные «утки», так и осталось загадкой. Но ни мата, ни какого-либо опошления советской власти в «Женихах» я не увидела и не услышала. Да и стриптиз в спектакле весьма условный. Хотя без пошлости не обошлось.
В одном из обзоров я уже писала о кризисе репертуарной политики в Красноярском театре музыкальной комедии. Поэтому не буду повторяться. Отмечу лишь, что и от «Женихов» не ожидала ничего хорошего. Во многом потому, что и сами артисты, занятые в спектакле, отзывались о нем без восторгов. И потому, что эта постановка продолжает уклон репертуара театра в сторону советских музыкальных комедий, мало кому сегодня известных и интересных. К тому же, «Женихи» - не самое сильное произведение Исаака Дунаевского, в отличие от двух его опереточных хитов «Вольный ветер» и «Белая акация». Музыку к «Женихам» композитор написал еще в 1926 году, и эта незамысловатая комедия времен НЭПа сегодня кажется откровенно архаичной.
По сюжету, за богатой и привлекательной вдовушкой трактирщика охотятся несколько предприимчивых женихов. Аграфене Саввишне поневоле приходится поспешить с новым замужеством, иначе власти оттяпают излишки жилплощади (что, сами понимаете, давно не актуально). Претендентов на сердце и имущество вдовы хоть отбавляй: тут и гробовщик, и повар, и дьякон, и престарелый кучер, и пройдоха маркер. Один из них совсем уже близок к желанной цели, но вдруг… Неожиданная развязка спутывает все их планы.
Сам режиссер-постановщик спектакля, художественный руководитель театра Юрий Гвоздиков не считает этот материал устаревшим. И с необъяснимым упорством реанимирует «Женихов» уже не в первый раз. В Красноярске он их, кстати, ставил и прежде – аж в 1976 году. И, по словам Юрия Ивановича, его спектакль тогда пользовался огромным успехом у публики. Что ж, возможно. Но какой смысл возвращаться к этой теме спустя почти 30 лет – большой вопрос.
Видимо, чтобы хоть как-то оправдать появление столь дорогого спектакля (его бюджет – почти 5 миллионов рублей!), Гвоздиков объявил о «новой версии». И «в духе времени» нашпиговал свою постановку «эротическими телодвижениями» - как же без них, ведь женихи-то соблазняют вдову! Впрочем, ничего эротичного вы здесь не увидите: выглядит это откровенно вульгарно.
А под занавес, когда все страсти-мордасти благополучно разрешились, зрителям зачем-то был представлен музыкальный экскурс в советскую историю. Тут вам и целина, и покорение космоса, и даже танец маленьких лебедей – ну куда же без него! Смотрится забавно. Но какое отношение это имеет к спектаклю, не понял никто.
Музыкальное оформление спектакля вообще вызывает, мягко говоря, недоумение. Чего сюда только ни навтыкали: и Кальман, и Оскар Строк, и Чайковский, и попурри из советских хитов – Дунаевский, наверное, в гробу перевернулся! Потому что ни одному композитору в страшном сне не приснится, что его оригинальное произведение разбавили отрывками из других авторов.
Но повторюсь: я ожидала худшего. И в отношении режиссуры эти ожидания оправдались в полной мере. Тем не менее, «Женихи», несмотря на некоторую затянутость и мрачноватость – уж слишком много в спектакле гробов и прочей ритуальной атрибутики! – на фоне премьер последних трех сезонов воспринимаются вполне удобоваримо. И за счет великолепной сценографии Александра Баженова. И во многом благодаря артистам – особое удовольствие от номеров Владислава Питальского, Валерия Бурдика и Галины Ефимовой. Хотя, не все роли однозначно удались – роль Аграфены Савишны явно не вписывается в амплуа заслуженной артистки России Светланы Кольяновой. Зато Наталья Горячева в этой характерной роли – одна из самых ярких удач спектакля.
Елена Коновалова