Вадим Юдин - генеральный директор ГПКК «Губернские аптеки»
Вадим Николаевич Юдин родился 8 февраля 1969 года в г.Чита в семье врачей.
1986 – 1994 – учеба в Красноярской государственной медицинской академии, специальность "врач- психотерапевт".
1998 - 2000 – обучение в Открытом британском университете «ЛИНК»; Профессиональный сертификат менеджмента (Финансовый менеджмент и компьютер; Профессиональный менеджер; Маркетинг).
2001 - классическая бизнес-школа г.Королев, Магистр менеджмента
С 1994 по 1997 – психолог в ЗАО «Фонд независимых инвалидов Сибири»
1997 – 2002 – директор ЗАО Центр Внедрения «Протек»
2002 – 2004 – директор ООО «Славянка»
С августа 2004 – генеральный директор ГПКК «Губернские аптеки»
Семейное положение: женат, двое детей.
Увлечения: Охота и чтение.
Расскажите о причинах, подвигнувших краевые власти принять решение об объединении госаптек.
Необходимость создания единого предприятия «Губернские аптеки» обусловлена, во-первых, тем, что наши государственные аптеки и оптики находятся в двух реестрах госсобственности – краевом и федеральном. Судебное разбирательство до сих пор продолжается. А объединение аптек серьезно повышает шансы края на победу в этом имущественном споре. Другая не менее, а скорее даже более важная причина централизации заключается в неудовлетворительных результатах финансово-хозяйственной деятельности наших госаптек. Как показывает проведенный экономический анализ, показатели ее эффективности из года в год падают. Создание единого предприятия с общей ценовой, закупочной и маркетинговой политикой позволит серьезно повысить конкурентоспособность и прибыльность краевой аптечной сети.
Сколько предприятий входит в государственную аптечную сеть Красноярского края?
Государственная аптечная сеть Красноярского края в настоящее время насчитывает 102 самостоятельных юридических лица. В их ведении находятся 150 аптек, 9 оптик, 760 аптечных киосков и 1060 аптечных пунктов второй категории. Поясню, аптечные пункты работают в отдаленных населенных пунктах края с небольшим населением, где нецелесообразно ставить стационарный пункт торговли лекарствами. Реализацией лекарств занимается местный медицинский работник (чаще всего это медсестры) по месту своего жительства.
На каком этапе сейчас находится процесс реорганизации аптечной сети?
В августе 2004 года было создано госпредприятие «Губернские аптеки», которое пока представляет собой только управляющую компанию. Мы заключили со всеми госапектами маркетинговые договора, на основании которых проводим конкурсы на право поставки лекарств в аптеки и осуществляем предварительную оценку их финансово-хозяйственного состояния, анализ планово-маркетинговых мероприятий, которые в них проводятся, штатного расписания и других аспектов деятельности аптек. Данная задача в настоящее время возложена на управляющих округов.
Мы посчитали целесообразным разделить территорию края на семь округов: Левобережье и Правобережье Красноярска, Северная, Западная, Южная и Восточная группы районов, и в отдельный округ выделены государственные оптики. Управляющие округов выбраны из числа руководителей самых успешных государственных аптек. В последующем все государственные аптеки будут объединены в одно предприятие с сохранением вышеназванного организационного деления на округа. Аптеки получат статус филиалов предприятия. Их заведующие станут соответственно директорами филиалов. Общее руководство аптечной сетью будет осуществлять управляющая компания, располагающаяся в Красноярске.
Расскажите о структуре управляющей компании ГПКК «Губернские аптеки».
Структура, которая уже сформировалась, и в дальнейшем будет лишь развиваться, представлена финансовым, маркетинговым и хозяйственным блоками. Наибольшее значение с точки зрения организации работы единого предприятия имеет маркетинговый блок. В него будут входить центр единого заказа, отдел маркетинга, справочная служба и отдел льготного и бесплатного отпуска.
В чем будут заключаться функции Центра единого заказа?
Его задачей является налаживание системы ежедневного снабжения аптек необходимым ассортиментом лекарственных препаратов и прочей продукции. Центр единого заказа будет получать заявки от аптек, обрабатывать их и направлять поставщикам. Компании-поставщики на основании полученной информации о потребностях аптек ежедневно до 8 утра будут присылать в Центр единого заказа свои прайс-листы и информацию об остатках продукции на складах. Программа, которую мы сейчас устанавливаем, будет обрабатывать поступившую от поставщиков информацию, формировать свой прайс, на основании которого будет производиться выбор поставщиков на день.
Будут ли какие-либо ограничения на участие компаний в этом отборе?
По условиям выбора поставщиков есть несколько важных моментов. Во-первых, цена является важным, но не единственным определяющим фактором. Обязательное требование, которому должен удовлетворять каждый поставщик лекарств, заключается в возможности осуществления доставки по всему краю. Потому что наличие в аптеке препарата по цене, скажем, на 5 % выше лучше, чем его полное отсутствие. Еще одно условие, проистекающее из первого, это наличие у поставщиков своего централизованного склада в Красноярске.
Когда снабжение аптек начнется через Центр единого заказа?
Сроки начала работы центра единого заказа находятся в прямой зависимости от сроков завершения разработки и внедрения программного обеспечения деятельности аптек. Сейчас стоит задача создания программного блока для головного офиса. В распоряжении «Губернских аптек» имеется программа «Е-Фарма», разработанная специалистами регионального IT-центра нашего партнера – компании «Протек». Предприятию она предоставляется на безвозмездной основе. «Е-Фарма» позволит производить постоянный учет лекарственных средств, поступивших в аптеки и реализованных ими, а также контролировать финансовые потоки филиалов предприятия и осуществлять бюджетирование. Готовность программного продукта в настоящее время составляет около 60 %. Необходимость доработки программы связана с тем, что объемы деятельности государственной аптечной сети очень велики. Первым программным блоком в очереди на внедрение является как раз «Центр единого госзаказа». До первого декабря мы намерены установить его в головном офисе и во всех государственных аптеках Красноярска, а затем в течение декабря – в остальных госаптеках края. Если все будет происходить согласно этому плану, то центр единого заказа в ГП «Губернские аптеки» начнет свою работу первого декабря 2004 года.
А пока определение поставщиков производится с помощью конкурсов?
Да, хотя правильнее будет сказать методом запроса котировок цен. Управляющая компания ГП «Губернские аптеки» уже дважды проводила выбор поставщиков для нужд государственной аптечной сети края – на сентябрь и октябрь 2004 года. Будет еще один запрос ценовых котировок – на право поставок в течение ноября. С декабря, как я уже говорил, начинает работу центр единого заказа, который полностью возьмет на себя функцию организации снабжения. Как это произойдет, мы откажемся от практики проведения конкурсов.
Расскажите об итогах проведенных конкурсов. Что они дали?
Итоги по октябрю будут подведены в ближайшее время (прим ред: интервью записывалось 6 октября, когда итоги октябрьского конкурса еще не были подведены). По сентябрю мы получили снижение базовой цены закупа примерно на 10-12 % по сравнению с теми закупочными ценами, по которым госаптеки работали раньше. Учитывая, что пока аптеки являются самостоятельными юридическими лицами, а мы лишь предоставляем им услугу по проведению конкурса, полученная скидка – это очень хороший результат. Кроме того, все поставщики, признанные победителями, зафиксировали в своих условиях возможность отсрочки платежа. Стоимость лекарств с отсрочкой платежа на 10 дней увеличивается на 1 %, на 15 дней – на 2 %, на 20 дней – на 3 %, и на 40 дней – на 5 %. На цену влияет также и место поставки. По Красноярску доставка осуществляется бесплатно, по краю: на Север – 2 %, Запад и Восток – 3 % и Юг – 4 %. Ассортимент поставляемой продукции насчитывает 12 тысяч наименований. Цены условиями конкурса фиксируются на месяц.
Определяя поставщиков, сотрудничает ли Ваше предприятие с КГУ «Служба государственного заказа Красноярского края»?
Нет, служба госзаказа проводит конкурсы на право поставок для нужд учреждений и организаций, финансируемых из краевого бюджета. Государственные аптеки являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, располагающими собственными средствами. Объединяющее их ГП «Губернские аптеки» так же будет иметь собственный бюджет, источниками дохода которого будут только результаты деятельности предприятия. Кроме того, выполнению социально-значимых задач, таких, например, как льготный отпуск лекарств населению, будет подчинено лишь 20 % деятельности предприятия, остальные 80 % будут иметь сугубо коммерческую основу.
Можете назвать источники финансирования управляющей компании ГПКК «Губернские аптеки»?
В бюджете не заложено никаких источников финансирования деятельности «Губернских аптек». Как я уже говорил, мы заключили со всеми государственными аптеками края маркетинговые договора. Согласно этим договорам, аптеки отчисляют управляющей компании 2 % от своего оборота в месяц. Мы же берем на себя обязательства по проведению для них конкурсов методом запроса котировок, форсированию возврата долгов по льготному отпуску, созданию ассортимента, модели более эффективной работы, по проведению маркетинговой работы по выведению убыточных аптек из кризиса. А после завершения реорганизации и объединения краевых госаптек в одно предприятие у нас будет общий бюджет.
В отрасли здравоохранения края уже долгое время действует еще одно государственное предприятие – ГУП «Фармация». Планируете ли взаимодействовать?
Мы взаимодействуем. «Фармация» является единственным в крае государственным поставщиком медицинских препаратов и оборудования. Критериям, о которых я говорил выше – возможность поставок по краю и наличие централизованного склада, оно отвечает. Мы рассматриваем ГУП «Фармация», как одного из оптовых поставщиков без предоставления каких-либо преференций. По результатам сентябрьского запроса ценовых котировок ГУП «Фармация» была в числе победителей, в октябре другие поставщики предложили более выгодные условия. «Губернские аптеки» и «Фармация» являются двумя отдельными предприятиями, и наши взаимоотношения будут определяться рынком.
Назовите других поставщиков, с которыми будут работать государственные аптеки края.
Если говорить о крупных компаниях, работающих на красноярском рынке, то это «Протек», «СИА-Интернейшнл», «Катрен», «РОСТА» и ряд других. Большинство крупных поставщиков являются красноярскими представительствами национальных дистрибьюторов. Они объективно обладают лучшей материально-технической базой, четко отработанными системами логистики и транспортировки. Все они могут обеспечивать ежедневную доставку лекарств по всему Красноярскому краю.
Давайте продолжим разговор о структуре управляющей компании. Какие функции будут у маркетингового отдела?
Отдел маркетинга будет заниматься вопросами ценообразования, составлением оптимального ассортимента, работать с производителями. Все государственные аптеки разделены на 8 категорий. В основу деления заложено местоположение аптеки; количество населения, проживающего на обслуживаемой ею территории; уровень его платежеспособности. Кроме того, имеет значение и площадь торговых и складских помещений аптеки, так как она определяет возможности аптеки по размещению ассортимента. Перед сотрудниками отдела маркетинга «Губернских аптек» в настоящее время стоит задача разработать по каждой категории аптек минимальный ассортимент продукции. Скажу сразу, он будет раза в три превышать ассортимент, имеющийся в госаптеках края сейчас.
Повлияет ли реорганизация аптечной сети на систему льготного и бесплатного отпуска в крае?
Закуп лекарств будет производиться по единой системе, следовательно, будет одинаковой и входящая цена. Но для льготного отпуска мы будем устанавливать более низкую торговую наценку. Сейчас максимальная розничная накрутка на цены поставщиков установлена в размере 25 % для Красноярска и 35 % для отдаленных районов края, таких, например, как Туруханск. На льготный отпуск наша торговая наценка в Красноярске будет 20 %, а в крае – 25 %.
По льготному отпуску существует, как известно, большая задолженность. Можете пояснить причины ее возникновения и перспективы развития ситуации?
Общий размер задолженности по льготному отпуску на настоящее время составляет 32 млн. рублей. Из них 9 млн. рублей относится по времени своего образования к 2003 году, остальная часть долга сформировалась в 2004 году. Причин ее возникновения, по моему мнению, две: отсутствие контроля над выпиской льготных рецептов и незнание поликлиниками своего объема финансирования по этой статье. На протяжении длительного времени ежемесячная сумма, на которую врачи медучреждений края выписывали льготные рецепты, превышала объем средств, заложенных на эти цели в краевом бюджете. Для государственных аптек эта ситуация обернулась ростом их кредиторской задолженности перед поставщиками лекарств. Как мне известно, вопрос о перечислении аптекам средств за лекарства, отпущенные ими льготным категориям населения, находится на контроле в краевой администрации, и в ближайшее время будет найден механизм его решения.
Меняет ли что-нибудь переход на финансирование льготного отпуска из средств КФОМС?
Да, фонд разработал грамотную схему. КФОМС через страховые медицинские компании направляет в поликлиники месячный объем средств на льготный отпуск. Из них поликлиники делают аптекам 40-процентную предоплату. По итогам месяца аптека составляет реестр отпущенных поликлинике лекарств, и получает полный расчет за вычетом 40 %. Эта схема удобна как для аптек, так и для поставщиков, которые готовы работать по такой предоплате. Появляется четкий механизм контроля за выпиской рецептов со стороны поликлиник.
Охарактеризуйте общее финансово-хозяйственное состояние государственных аптек края?
Как показывает проводимый анализ финансово-экономического состояния госаптек края, среди них, к сожалению, больше тех, у кого оно неудовлетворительное. К значительной задолженности, сформировавшейся перед поставщиками по льготному отпуску, часто добавляется кредиторка, рост которой вызван неэффективностью работы аптеки. Кроме того, существует еще и так называемая неподтвержденная кредиторская задолженность. Ее возникновение предполагается тогда, когда плановые расходы аптеки, скажем, на месяц (зарплата, аренда, налоги и так далее) выше, чем плановая прибыль от ее деятельности. Откуда берутся деньги на эти дополнительные затраты? Аптеки приобретают лекарства у поставщиков в кредит и тратят вырученные деньги на себя, другими словами, они их просто проедают. Долг нерентабельных аптек перед поставщиками растет с каждым месяцем. Причины такого положения вещей кроются в ошибочном подходе руководителей аптек к выстраиванию деятельности своих предприятий, что делает их убыточными.
Чему равна совокупная кредиторская задолженность госаптек края?
Точные данные пока существуют только по задолженности, связанной с льготным отпуском лекарств. Как я уже говорил ранее, ее размер составляет 32 млн. рублей. Оценка долгов государственных аптек, вызванных неэффективностью их деятельности, в том числе, и совокупного объема неподтвержденной кредиторской задолженности в настоящее время проводится силами управляющих округов.
Как управляющая компания намерена выводить финансово неблагополучные аптеки из кризиса?
С начала 2005 года, после завершения комплексного анализа финансово-хозяйственной и маркетинговой деятельности государственной аптечной сети, управляющая компания по каждой аптеке начнет выдавать подробные планы работ. Планы будут разрабатываться специалистами ГПКК «Губернские аптеки» индивидуально для каждой конкретной аптеки. Перечень обязательных к выполнению действий и мероприятий, содержащихся в них, будет детализирован вплоть до дней и предполагать строгую систему отчетности. Цель, которую мы этим преследуем, заключается в том, чтобы помочь финансово слабым аптекам стать рентабельными.
Что вы будете предпринимать, в случае если у директоров филиалов по каким-либо причинам не будет получаться следовать планам, спущенным управляющей компанией?
Мы определили для себя важный принцип: увольнение – это крайняя мера. В случае невыполнения аптекой плана, первой мерой станет совместное с ее директором выяснение причин, приведших к сбою, и выработка ответных действий. Если это не приведет к видимым результатам, следующим шагом станет установление шефства над филиалом со стороны одной из успешных аптек округа. Если и это окажется безрезультатным, то последует «последнее китайское предупреждение» и только затем увольнение.
Если все пойдет, как задумано, изменится ли средняя зарплата работников госаптек?
Во-первых, изменится подход к ее начислению. Повторю, о чем уже говорил ранее. Деятельность «Губернских аптек» будет подчинена выполнению социальных функций примерно на 20 %, остальные 80 % будут иметь сугубо коммерческую основу. Поэтому люди, которые работают на предприятии и его филиалах, должны быть нацелены на результат, а не получать за отработанные часы. Размер заработной платы сотрудников отдельно взятой аптеки будет находиться в прямо пропорциональной зависимости от ее оборота. В реальных цифрах, если деятельность государственной аптечной сети будет соответствовать плановым цифрам, а мы постараемся сделать все необходимое, чтобы так оно и было, то к концу 2005 года средняя по краю зарплата в госаптеках составит 6,8 тысяч рублей. Сейчас ее размер равен 3,5 тысячи рублей.
Я слышал, что в Красноярске скоро появятся несколько государственных аптечных супермаркетов. Так ли это?
Да. Мы проводим предварительную оценку капитального ремонта двух аптек №№ 130 и 300, располагающихся в Красноярске соответственно на ул. Мира и проспекте имени газеты «Красноярский рабочий». В настоящее время аптека № 130 находится в нерабочем состоянии из-за произошедшего в ней пожара. Аптека № 300 производит отпуск лекарств населению, но ее деятельность является убыточной. Мы намерены создать на их базе два аптечных супермаркета. Техническое задание, содержащее перечень необходимых для этого работ, уже подготовлено специалистами ГПКК «Губернские аптеки». Сейчас на его основании разрабатывается проектно-сметная документация и графики работ. Строительно-ремонтные работы, вероятно, начнутся уже в декабре 2004 года.
В обоих супермаркетах в отдельном помещении будут работать фито-бары, где посетители смогут отведать травяные настои, целебные чаи и различные виды диетического питания. Мы намерены пропагандировать здоровый образ жизни и создавать условия для тех людей, кто пожелает ему следовать.
Будет ли у руководителей аптек возможность влияния на политику ГПКК «Губернские аптеки»?
Директора филиалов смогут принимать прямое участие в формировании политики предприятия по самым важным направлениям. С этой целью уже в настоящее время ведется работа по созданию четырех комитетов. В каждый из них будут входить по одному директору филиала от округа, управляющий округа и представитель головного офиса, всего девять человек. Курирование одного из важнейших направлений – формирование бюджета предприятия – будет осуществлять Бюджетный комитет. Компенсационный комитет будет заниматься кадровыми вопросами, штатным расписанием, созданием схем мотивации, оплатой труда и другими способами вознаграждения сотрудников. В компетенцию Ассортиментного комитета войдет составление ассортимента продукции по категориям аптек. Производственный комитет займется проблемами производственной деятельности аптек, которая в настоящее время в большинстве своем убыточна. Как видите, перед комитетами поставлены те же задачи, что и перед некоторыми отделами управляющей компании. На практике это будет совместная работа по обозначенным направлениям, которые пока являются болевыми точками в деятельности предприятия. Добавлю, что создание комитетов связано еще и с тем, что аптеки сами выражают желание принимать участие в происходящих изменениях. По всей видимости, вышеперечисленные комитеты останутся в структуре предприятия на очень долгое время.
Есть ли в планах предприятия реализация каких-либо интересных проектов?
Мы разрабатываем проект создания в Красноярском крае системы сбора, обработки и расфасовки целебных трав. В октябре ГПКК «Губернские аптеки» заключили договор с кафедрой фармакологии Томского государственного медицинского университета на составление общего научного руководства для реализации этого плана. В крае очень богатая растительная база целебных дикоросов. Мы намерены сформировать бригады сборщиков, в течение зимы обучить их, и весной следующего года направить на сбор трав. К этому времени в округах предполагается открыть небольшие цеха по переработке и упаковке дикоросов. Хотя по этому вопросу полной определенности нет. Параллельно рассматривается возможность создания единого и крупного производственного центра с большими складскими помещениями. Расчет экономической целесообразности каждого из этих вариантов также входит в техническое задание, которое будет поставлено перед специалистами Томского ГМУ. Томичи готовы к самому широкому сотрудничеству вплоть до отправки к нам студентов на сбор трав, что будет им засчитываться, как прохождение практики. Обработанные и расфасованные дикоросы будут поставляться как в государственные, так и коммерческие аптеки края. Это направление деятельности может принести предприятию неплохие дивиденды.
Последний вопрос, Вадим Николаевич. Как известно судебное разбирательство, посвященное определению собственника государственных аптек, расположенных на территории края, еще далеко от завершения. Какова будет судьба затеянной реорганизации, если суд признает право собственности федерации?
Первый момент. Помещения, в которых располагаются аптеки, находятся в муниципальной собственности. Так что имущественный спор, разбираемый в суде, ведется из-за прилавков и результатов деятельности краевых аптек. Проводимый нами анализ показывает, что ее результаты часто отрицательны. Поэтому мне не совсем понятно из-за чего идет разбирательство. Хотя здесь есть один важный нюанс. Большинство аптек выполняют социально значимые функции. Поэтому при передаче их в частные руки, что в планах федерации, муниципальные власти не откажут новым собственникам в праве на продолжение аптечной деятельности.
Что же касается Вашего вопроса, то, думаю, победа в суде будет за краем, и вопрос автоматически отпадет.
Беседовал Игорь Исеев