- Вина передай. - А тебе не хватит? - Отвали. Праведник нашелся. Ну, будем. - А этот чего не пьет? - Спроси. - Опять орать начнет. Достал. - Спроси, спроси... - Слушайте, вы чего такой хмурый сегодня? - Один из вас предаст меня. - Ой, Учитель, ешьте и не говорите глупостей! "Голоса за ужином" |
"Голоса за ужином", ввергнувшие мою маленькую семью в продолжительный гогот (сначала прочитала сама, потом прочитала вслух для всех, потом читала "на бис"), случились не сразу. Вообще, сначала смеха не было, сначала все было грустно. Трогательно и грустно. Социальная сатира с грустинкой, обличающая ту правду, где в минутах 52 секунды, килограмм без 30 граммов, и вокруг "мертвые стройки, в которых по бумагам давно живут люди"... Даже когда смешно, то все равно - грустно. От "Святочного рассказа" о дедушке Морозе, опоздавшем на 40 лет (когда-то беспаспортного дедка прибрали как классово чуждый элемент) аж слезы на глаза наворачиваются. И дело тут не только в самом сюжете, но и в даре Шендеровича как человеко- и бытописателя: своих героев и их реакции он умудряется воспроизвести в паре слов, но с душещипательной чуткостью. Ближайшие страниц 80 прошло в том же духе, разве что "грустно" постепенно перешло в "горько". Один из последних, а может, и вообще единственный фельетонист в России, Шендерович говорит о себе: "...я не хохотунчик, то есть у меня просто вот так, пощекотать и рассмешить, специальной задачи нет. То есть, есть мир, у меня есть какие-то впечатления от этого мира, и я ими делюсь, и эти впечатления могут быть вполне лирическими, драматическими или трагическими". Согласно этому позиционированию, понимаешь, какие отношения с миром были у Шендеровича на тот момент.
Аккурат когда ваша покорная слуга совсем скисла, случился неожиданно милый рассказик "Ты кто?", а затем и полнейший шедевр "Информация к размышлению". Что было бы, если бы "старенький пастор всё ж таки перепутал цвета залов, заблудился и отправил шифрованную депешу не туда" и великая отечественная закончилась не победоносным маем, а чуть позже, 2 сентября, подписанием полной и безоговорочной капитуляции коммунистической России? Штирлиц, его автономная борьба с фашизмом и все, все, все. "До последнего момента нацистская верхушка была уверена, что играет с проклятым западом тонкую двойную игру, но депутаты рейхстага, трижды проинструктированные, проверенные члены партии, истинные арийцы с характерами нордическими, выдержанными, в прошлом беспощадные к врагам рейха, оказавшись в прямом эфире, понесли родное нацистское государство по таким кочкам, что испугались даже евреи". Блестящее знание исторического контекста и долгожданное остроумие. Наконец-то я смеюсь.
С этого момента - или жизнь стала относиться к автору благосклоннее, или же наоборот, - но горькой иронии стало значительно меньше, а смешного - значительно больше. Читала, весело щурясь на нежданно-негаданно жарком майском солнышке, и было мне также хорошо с Шендеровичем, как когда-то моей маме с Зощенко или Аверченко.
"Антология..." представляет собой некий срез, демонстрацию творческих способностей Шендеровича на писательской ниве: тут тебе и проза, и стишки, и миниатюры, и публицистика, и, конечно, обессмертившие своего создателя "Куклы". К стихам я изначально более равнодушна, статейки меня тоже впечатлили мало (за исключением мемуаров сержанта запаса): в них много морализма и брюзжания, не люблю. Я вообще девушка аполитичная, посему какие-то заметки на злобу меня, с участием президентов, министров и т.п. меня не трогают. Логично, что и в "Куклах", самой объемной части "Антологии...", я умилялась не тонкому высмеиванию той или иной загогулины в политической жизни России, а удачным литературным пародиям и случайным перлам вроде: "Рыцарь, Кончающий Печальным Образом" или "Доложи ситуацию по охране меня".
Резюмирую. Из всей книжки лично мне особо глянулись именно рассказики с меньшей концентрацией печальной иронии и миниатюры из раздела "Черные ходики". Читая их, понимаешь, что у почетного кукловода действительно талант прозаика, а не просто человек "руку набил" на словосложении. Хотя признаю, что, так или иначе, "тихий в быту и вялый в мордобое" Шендерович успешен на всех своих поприщах.
Елизавета Калитина