Депутаты и «Правопорядок»
Состоялся маленький скандальчик среди группы депутатов ЗС. Выживший после бандитского нападения Игорь Захаров решил разобраться с бывшим единомышленником Швыткиным. Большинство считает, что камнем преткновения в конфликте выступил фонд «Правопорядок». Вышеупомянутый фонд возглавляет Евгений Альбертович Кротов, являющийся сам по себе фигурой для Красноярска весьма примечательной. Кротов всегда был подчеркнуто не скандален и аполитичен. Внешне свои амбиции он проявлял только во множестве благотворительных акций, разрезая ленточки и снисходительно принимая благодарности от осчастливленных им сотрудников правоохранительных органов. Для показа этих действ Кротовым была заведена даже специальная видеостудия, размещающая свой продукт на одном из красноярских телеканалов. Евгений Альбертович не любит резких ситуаций, предпочитая балансировать между различными группами и центрами силы. Но теперь можно сказать, что он и сам является центром силы, олицетворяя собой некий симбиоз коммерции и правоохранительных структур. Ведь начальники этих структур меняются, а сам Кротов остается непотопляемым деньгоносцем. Думается, ему удалось аккумулировать в подконтрольных ему организациях значительные финансы, иначе из-за чего, собственно, весь этот сыр-бор? Возможно, в случае с расследованием вокруг фонда «Правопорядок» прослеживается политический заказ, ведь Кротов никогда не чурался теневого влияния, как на ряд принципиальных ситуаций, так и на ряд «принципиальных» людей.
Не зря некоторые политики до сих пор называют наше государство полицейским. С приходом Путина даже термин такой специальный появился «секьюритизация». Реальная власть стала переходить от МВД к ФСБ. Подчеркиваю – стала переходить, но не везде еще перешла окончательно. А теперь представим – каким влиянием в крае должен обладать человек, способный совершенно легально распределять материальные блага между сотрудниками таких всемогущих организаций, как МВД и прокуратура. Неслабые позиции были у Кротова. Плюс осторожность, неплохой аппаратный нюх, серьезный финансовый ресурс. Возможно, его погубят политические амбиции. Мы помним его конфликт с Ашлаповым времен выборов в ЗС. Ашлапов с тех пор реально вырос и укрепился. Что будет дальше? От Кротова просто так не отстанут, и дело здесь не в чьей-либо личной вендетте. С одной стороны, за наездами на него просматривается фигура вполне конкретного персонажа. С другой стороны, есть еще и не персональная логика развития событий. В стране в целом ожидается активный процесс ротации элит и «управленцев». Причем, начать, конечно, следует не с телевизионных манекенов и уличных клоунов, а с реальных действующих рычагов в центрах влияния, в том числе и в силовых органах. В противном случае ситуацию с фондом «Правопорядок» будем рассматривать только как внутрирегиональную возню между двумя (тремя?) местными хищниками. Что уж тогда говорить о Захарове и Швыткине? Надеюсь, понятно, что, говоря о хищниках, я не имел в виду этих депутатов. Сказал рабби Авраам: «Чтобы напасть на врага, не обязательно к нему приближаться: можно обернуться к нему спиной, обойти кругом и напасть с тыла, так что, в конце концов, он будет покорен».
Теология или киберпанк?
Послание Президента РФ Федеральному Собранию продолжает инициировать многочисленные отклики со стороны всех заинтересованных сил. Среди политиков отношение к Посланию сродни работе теологов над истолкованием Священного текста. То есть, текст один, но дотолковываются они до радикально расходящихся между собой смыслов. Более того, находятся даже ересиархи, которые не просто пытаются приписать Президенту свои собственные измышления, но даже и не соглашаются с ним, намекая, что у них в укромных местечках припасены более значимые свитки с главными словами. Президент разоблачал в выступлении ереси, как мог. В частности, он обвинил неких народных заступников, клеймящих на словах буржуазию, в лоббировании интересов крупных корпораций. Всем стало понятно, что речь идет о КПРФ, но политкорректность была соблюдена. В одном из прошлых посланий Путин обвинял непосредственно сами корпорации в создании параллельной государству теневой системы власти. После разгрома империй Гусинского и Березовского эта тема ушла чуть в сторону. Теперь вот налицо, по словам Путина, политическое слияние коммунистов и ФПГ. А что – в крупных ФПГ сидят прагматики, они вкладывают, исходя из своих представлений об экономической эффективности. Видимо, коммунисты более эффективны в качестве лоббистов, чем Народная партия, например. Вот только не пришли бы на смену государствам-изгоям типа Северной Кореи и Ирака корпорации-изгои. Тогда будет сплошной киберпанк.
Горькое счастье Касьянова.
Также нам нужен экономический рост. Нынешнее правительство не может или не хочет его обеспечить. Оно у нас не амбициозное какое-то. Касьянов, обреченный, идет на заклание, чуть наклонив голову и набычившись. Чего не сделаешь ради победы сил света над силами тьмы. Ради счастья. Судя по всему, в первоначальном значении "счастье" - термин юридический: "доля в добыче, в прибыли, от совместного участия в каком-то деле или предприятии". С частью – со своим куском. Пусть отставка, но и счастье будет. О величине этой самой части Касьянова за все время его карьеры ходили самые разнообразные слухи. Но дело в том, что идеологи отставки Михал Михалыча - глава президентской администрации Александр Волошин и один из алюминиевых олигархов - пока не договорились о кандидатуре следующего руководителя правительства. Хотя здесь затягивать долго нельзя. Политобозреватель Михаил Леонтьев считает, что в российском обществе сейчас растет спрос на реванш. Люди устали терпеть поражение за поражением. А причина поражений – «катастрофная элита», воспитанная на поражении страны. Эта элита действительно списала страну и лишь продолжает распродавать её останки. И даже если возникают возможности заняться какой-нибудь другой деятельностью, то всё равно пораженческий механизм, со своей системой связей и мотивов уже сложился. Потому даже коррупционный механизм у нас особый, не общепринятый. Но реванш, о котором говорит Леонтьев, должен быть адекватным, разумным, а не местью а-ля Монте-Кристо. Достаточно ли для успокоения реваншистов головы Касьянова? Вряд ли. Дело не в количестве голов и даже не в их качестве. Дело в тех, кто придет на смену. А на смену пораженцам должны придти победители.
Павел Клачков