В ролях: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Михаил Евланов, Константин Хабенский
На последнем ММКФ «Свои» собрали внушительный урожай из трёх главных призов и это, пожалуй, тот редкий случай, когда жюри «нашего главного» фестиваля (в последнее десятилетие походившего более на товарищеский михалковский междусобойчик, чем на престижный международный кинофорум) приняло решение, которое вызывает не недоумение, а гордость – гордость за наше кино. «С чувством глубокого удовлетворения» сегодня приходится признавать, что российский кинематограф, если ещё и не совсем покинул полосу кризиса и повальных неудач, то уж точно не стоит на месте и уверенно движется вперёд. Не далее как в прошлом году сенсационный венецианский успех «Возвращения» Андрея Звягинцева вызвал в СМИ форменную истерику, а полтора миллиона долларов, собранных в российском прокате российским же «Бумером», дали режиссёру картины Петру Буслову возможность высокомерно заявлять «о шуме, наделанном в этом болоте». Под болотом, естественно, подразумевалась отечественная киноиндустрия, которой год назад вроде и не было, а сегодня вот она – на пути к процветанию, и кто бы сейчас обратил внимание на скромные «бумеро-бусловские» полтора миллиона?
Хочется верить, что как 2003-й стал годом многочисленных фестивальных успехов российского кино, так 2004-й будет годом успехов прокатных. И пусть миллионы «Ночного дозора» – всё-таки исключение (крайне, надо сказать, приятное, особенно для Константина Эрнста), но число наших фильмов в репертуарных планах кинотеатров не может не радовать и не внушать оптимизма. И сегодня, чтобы назвать лучшую отечественную картину года, придётся задуматься и перебрать в памяти некоторое количество очень разных лент. И то обстоятельство, что появляются новые российские фильмы, не посмотреть которые вроде даже и неприлично, весьма показательно. «Свои» Дмитрия Месхиева как раз из числа таких фильмов – это кино надо смотреть. И не только – да и не столько – потому, что без этого вы рискуете выпасть из «культурного контекста», просто кино это про войну, о которой стоит помнить, и людей, которых нельзя забывать, и предлагает оно такой взгляд на ту войну и тех людей, какой не может не быть интересен.
Хотя история, рассказанная в «Своих», проста до крайности – начало Великой Отечественной войны, идут бои на Украине, фашисты берут в плен солдат Красной Армии. Трое пленных: молодой снайпер Митька (Михаил Евланов), политрук Лившиц (Константин Хабенский) и чекист (Сергей Гармаш), оказавшись рядом с родной деревней Митьки, бегут, чтобы укрыться в доме Митькиного отца (Богдан Ступка). Но жизнь сложная штука, и героям картины придётся через многое пройти, чтобы воспринять эту простую истину. Митькин батя служит при оккупантах старостой и не слишком-то рад непрошенным гостям, настолько, что готов убить чужаков ради спасения сына. А к молодой соседке Кате (Анна Михалкова), которую Митя любит и которая недвусмысленно отвечает ему взаимностью, захаживает (с самыми честными намерениями) районный полицмейстер (Фёдор Бондарчук). И вдруг оказывается, что нет вокруг ни своих, ни чужих, что жизнь идёт своим чередом и война, хоть и толкает людей на страшные дела, но не меняет их, а лишь раскрывает их до глубин – когда тёмных, когда светлых – души.
И никакой конфликт не может быть страшен так, как тот, что разворачивается внутри людей, оказавшихся в такой непростой ситуации. Авторы фильма не выносят приговоров, они не обвиняют и не оправдывают своих героев, что более всего заметно в финале, когда понимаешь, что готов принять как правильное любое их решение. Это очень человечное и очень искреннее кино безупречно снято, безупречно смонтировано, а плёнка идеально обработана, но визуальная мягкость не делает картину менее жёсткой – местами смотреть на экран тяжело и даже физически больно. «Свои» показывают войну с другой стороны, видеть Великую Отечественную такой ещё очень и очень непривычно, и от того фильм этот ещё более ценен. Среди прочих достоинств ленты особое место занимает проникновенная игра актёров, не только Ступки, получившего на ММКФ приз за лучшую мужскую роль, но и всего актёрского ансамбля. «Свои» – лучшая отечественная картина 2004-го года. Ее успех и признание продолжают ряд великолепных наших (сначала советских, теперь российских) фильмов, посвящённых той войне, среди которых «Летят журавли» Михаила Калатозова и «Иваново детство» Андрея Тарковского. Это кино надо смотреть, обязательно.
Александр Спасов