В ролях: Одри Тоту, Гаспар Ульель, Доминик Пинон
Блестящая экранизация не менее блестящего романа подлинного виртуоза детективного жанра Себастьяна Жапризо представляет собой редчайший образец очарования и хорошего вкуса, свойственных лучшим произведениям французского кинематографа. Эта нежная и красивая история начинается в окопах Первой мировой войны: пятеро солдат приговорены военным трибуналом к смертной казни за самострел, бывший их последней надеждой на спасение от ужасов войны. По причудливой воле французских военачальников их не расстреливают, а отправляют на разделяющую позиции немцев и французов нейтральную полосу, где их ждёт неминуемая жестокая смерть.
Среди этих пятерых, начавших свой последний путь в окопе со странным названием «Бинго в сумерках», был и юный Манек, но его невеста Матильда не верит в смерть любимого. Она узнаёт, что двое из приговорённых, возможно, выжили, и, ухватившись за тонкую нить надежды, Матильда начинает выяснять правду о судьбе своего жениха и четырёх его товарищей по несчастью.
Она даёт объявление в газетах, пишет письма, нанимает частного детектива и сама, пренебрегая болезнью и слабостью, покидает родную Бретань, где была так счастлива с Манеком, чтобы встретиться и поговорить с людьми, своими глазами видевшими, что на самом деле происходило в окопе «Бинго в сумерках» и его окрестностях.
По крупицам собирая информацию, Матильда всё больше и больше узнаёт о каждом из четырёх товарищей своего жениха, об их жизни до призыва, людях, которых они любили и которые любили их. Балансируя между надеждой и унынием, она стремится найти ответ на мучающий её вопрос. А зрителям поиски Матильды открывают поразительно красивый Париж начала века, мирную жизнь довоенной Франции, ужасы войны и страсти, бушевавшие в сердцах и душах людей. Вместе с главной героиней легко погружаешься в атмосферу ожидания чуда, которое неминуемо должно увенчать это романтическое и очень грустное повествование, полное не только страданий, предательств, слёз и крови, но и веры, надежды и всепобеждающей любви.
В «Долгой помолвке» трогательная история любви чудесным образом переплетается с захватывающей детективной интригой, что превращает всякий новый поворот сюжета в полнейшую неожиданность. Благодарить за это следует Жапризо, изящно переплетшего любовную и детективную нити, и Жене, с нежностью и старанием перенесшего всё это на экран. Завораживающая масштабность отдельных сцен (жестоких сражений или потрясающих воображение ушедших видов Парижа) гармонично уживается с неподдельной интимностью, чему в немалой степени способствует филигранная операторская работа Бруно Дельбоннеля и избранное цветовое решение, своей мягкостью и приглушённостью напоминающее «Крёстного отца».
Но по-настоящему удивительным и замечательным делает этот фильм блестящая игра превосходных актёров. Одри Тоту в роли Матильды чудо как хороша, и совершенное очарование созданного ею образа заставляет забыть о красавице Амели с Монмартра, от сравнений с которой актрисе и сыгранным ею героиням уйти не удастся, наверное, никогда. Матильду и Амели роднит разве что присущий им обеим безудержный оптимизм.
Великолепны и другие актёры: в небольших, но очень ярких ролях в картине блистают Андре Дюссолье, Жан-Клод Дрейфус и несравненная Джоди Фостер. Особого внимания заслуживает Марион Котийяр, играющая страстную корсиканку Тину Ломбарди – любовницу одного из погибших солдат, которая ведёт собственное расследование с весьма специфическими последствиями.
Жан-Пьер Жене в очередной раз снял отменного качество кино, которое с полным на то правом можно назвать французским. Картине свойственны все те лучшие качества, которые всегда отличали национальный кинематограф Франции – страны, где так трепетно относятся к его самобытности и свободе от Голливуда и навязываемых им стандартов. Подлинной «французскости» «Долгой помолвки» не способен отменить даже тот факт, что фильм снят на деньги Warner Bros., которой принадлежали права на экранизацию романа.
Александр Спасов