Это франко-испано-канадское творение преподносится в качестве европейского прорыва в трёхмерной анимации. Хотя название его почему-то навевает мысли то ли о дешёвой компьютерной игрушке, то ли о ещё более дешёвой порнографии. Не могу сказать со всей однозначностью, но с технологической точки зрения мультфильм действительно не так уж и плох и даже (вполне возможно) хорош. Заметно, что европейские мультипликаторы (при содействии примкнувших канадцев) всерьёз сокращают отрыв от американских коллег в этой чрезвычайно модной и перспективной сфере.
Но удивительно, что, начиная догонять в технологиях, европейцы проигрывают – и ещё как проигрывают – в содержании. Вроде бы всё просто: за основу берётся чуть ли ни каждому знакомая с детства история о деревянном человечке, страстно мечтавшем стать настоящим мальчиком, сказка осовременивается, и на выходе без особых творческих усилий должен получиться продукт, просто обречённый на успех.
Но не тут-то было, без приложения этих самых творческих усилий и хотя бы маломальского таланта ничего интересного и заслуживающего внимания получиться не может.
Сюжет «Пиноккио 3000» незатейлив и – более того – схематичен. В Скамбовилле, который чрезвычайно похож на Нью-Йорк в «Пятом элементе», но при этом лишён его яркости и колорита, живёт компьютерный мастер Джузеппе, любящий мастерить разнообразные безделушки. Лишённый детей Джузеппе не придумывает ничего лучшего, как собрать из подручного металлолома мальчика-робота, который должен заменить ему сына (в общем, всё та же история с поленом, но в антураже мрачного постиндустриального будущего).
Благодаря навороченному микропроцессору P3K, Пиноккио обладает чувствами и даже способен фантазировать. Но ограничиваться этим никто не собирается, тем более что голографическая фея Киберина, срисованная с Вупи Голдберг, чьим голосом она разговаривает в оригинальной версии, обещает превратить человекоподобную железяку в настоящего мальчика, но только если он научится различать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Причиной такой невероятной щедрости со стороны истеричной феи послужило, видимо, то, что Пиноккио оказался похож на её любимый тостер.
Пиноккио отправляется в школу, но из-за тупости помощника Джузеппе кибер-пингвина Спенсера попадает в лапы двух придурковатых (по замыслу авторов они наверняка должны были казаться забавными) роботов, которые работают на мэра города – безумного технократа Скамболи, мечтающего о тотальном порядке и очень не любящего детей, этот порядок нарушающих. Пиноккио начинает рекламировать парк развлечений Скамболенд, придуманный злодеем Скамболи для того, чтобы, используя технологии Джузеппе, превратить всех непослушных детишек в маленьких полезных роботов.
Понятно, что в итоге всё сложится наилучшим образом – детишки, превращённые в роботов, и сам Пиноккио сделаются живыми, скверного мэра накажут, и будут все они жить весело и счастливо, но недолго. Такая вот вполне обычная, но невероятно скучная сказка, смотреть которую не слишком-то приятно. Персонажи, хоть и трёхмерные, но совершенно плоские и какие-то отталкивающие, со злобными и недовольными (что положительные, что отрицательные) лицами. Кроме того, мультфильм напрочь лишён даже намёков на юмор, если не брать в расчёт падения, перепалки и дурацкие рожи мэрских роботов, которые не способны рассмешить даже малышню.
Так что это интернациональное трёхмерное недоразумение не стоит даже сравнивать ни с работами аниматоров DreamWorks или Pixar, ни с классической сказкой Карло Коллоди. «Пиноккио 3000» не просто уступает в качестве, фильм совершенно серый и бессодержательный, что крайне неприятно и неожиданно, поскольку от европейцев всегда ожидаешь большей фантазии, нежели от американцев. Но если в игровом кино ожидания обычно оправдываются, то с анимацией дело, похоже, обстоит ровно наоборот.
Александр Спасов