Издатель: THQ
Жанр: тактический симулятор боя в городе
«Тактический симулятор боя в условиях городской среды» – какие ассоциации рождает эта фраза? Вероятно, потенциальный игрок ожидает увидеть динамичную стрелялку от первого лица, бесконечный тир на узких улочках, беготню по лестницам, крышам и подвалам, редких полуразумных соратников (см. городские этапы HL2), кнопки quicksave и quickload… В лучшем случае это мог бы быть Halo в урбанистических декорациях, в худшем… за последние годы худших случаев вышло предостаточно – выбирайте любой. Помыслить, что под маркой тактического симулятора нам действительно предложат тактический симулятор, я не решался. Тем приятнее было ошибиться. И испытать странные, доложу я вам, впечатления.
Начнем с того, что, хотя игра трехмерная, а действие происходит в реальном времени, нам отводится только роль руководителя – бегать, стрелять, бросать гранаты и ловить вражеские пули будут наши подчиненные. Indirect control (косвенное управление) – это прекрасно! От игрока требуется лишь указывать своим «универсальным зольдатам», что им следует сделать, а непосредственное выполнение команд ложится на крепкие и широкие плечи AI.
Итак, соль игры состоит в том, чтобы вести бой, аккуратно маневрируя двумя четверками солдат (изредка приходится управлять дополнительными группами, но это не меняет тактики прохождения). Прохождение уровня в FSW – это шахматная партия, в которой фигуры – солдаты, а клетки – естественные укрытия: стены, автомобили, мусорные баки. Как и в шахматах, количество оголтелого героизма здесь сведено к нулю: незапланированные безоглядные пробежки заканчиваются гибелью половины личного состава через пять-десять метров. При этом игра не паразитирует на фанатичном реализме – приличное количество допущений сохраняет процесс вполне себе игровым.
Условия лицензионного соглашения
Считается, например, что если человек находится за укрытием, то поразить его не удастся, даже если он порой наполовину высовывается и постреливает оттуда. Впрочем, проблема решается просто: приказываем одной группе вступить с ним в перестрелку, а другую короткими перебежками посылаем на обход огневой точки. Пожалуй, уточнение «короткими» является излишним: камера, глазами которой мы смотрим на мир, намертво прикреплена ко многоцелевым воинам и двигается только вместе с ними (здесь не RTS, здесь климат иной). По этой причине можно передвинуть фигуры только в пределах прямой видимости. Интерактивный курсор наглядно показывает, как расположатся бойцы на том или другом пятачке, а иконка в правом нижнем углу подсказывает, смогут ли они укрыться за вон тем щитом или выглянуть из-за этого угла.
Здесь нужно сказать пару слов о том, как они выглядывают, идут, перегруппировываются, падают на землю. Поначалу брови натурально лезут на лоб: КАКАЯ анимация! Конечно же, движения были записаны с реальных людей, так что черт с ней, анимацией: какая потрясающая ТЕХНИКА владения своим телом, сколь слаженно работают в отряде люди! Не правда ли, замечательная пропаганда мощи и умения армии? Без пафосных слов, возвышенных речей и обоснования задолженности всех и каждого мужского пола. Просто это – работа, и есть люди, которые делают ее настолько профессионально, что даже после всех упрощений, их умения, отраженные в игре, вызывают уважение.
Серьезно впечатляет графика (неужели это действительно порт с X-Box?): почти настоящее небо, теплый колышущийся воздух, модели солдат со всеми необходимыми складочками и ремешками. Скупые разрывы гранат, раненые автомобили, брызгающие стеклами и оседающие на простреленных колесах. Когда отряд начинает двигаться, поражаешься работе звукового отдела. Звук транслируется из настоящей зоны боевых действий? Каждый ремешок, каждый камешек звучат, как им и положено. Музыкальное сопровождение напоминает Циммеровский саундтрек к «Black Hawk Down», но довольно быстро надоедает: мало материала. Скоро надоедают и реплики team leader’ов боевых групп, которые каждый раз, получив приказ от вас, честно передают его подчиненным, на словах объясняя, что делать.
Полбочки дегтя
Говорят, что вроде бы “Full Spectrum Warrior” сделан на основе спецсимулятора, заказанного американской армией (на офсайте указано лишь, что «армия США не спонсирует и не сертифицирует эту игру»). Увы, даже если это правда, то в конечный продукт для широких масс попала очень упрощенная версия проекта. Да, первое впечатление от игры может быть сногсшибательным, но позже приходит осознание: это не шахматы, а скорее шашки, и шашками они останутся до конца кампании. В отличие от наших солдат, у врагов AI какой-то старой-престарой версии: не убегает от гранат, не пытается спастись от спецназа, заходящего в тыл, может тупо стоять на месте и палить в спрятавшихся американцев. При этом вражеская глупость не компенсируется превосходящей численностью – тяга к реализму снова дает о себе знать. И очень скоро прохождение превращается в довольно монотонный процесс нахождения нужной тропинки с редкими сюрпризами. (Однажды я даже очень сильно удивился, после того как пять раз подряд не мог пройти один участок). Приходится констатировать, что FSW - необычная, местами интересная игра с лишь частично реализованным потенциалом.
Системные требования:
Минимальные: процессор 1 ГГц, 256 Мб памяти, DirectX 8-совместимая 3D–видеокарта с 64 мегабайтами памяти, 1,7 Гб дискового пространства
Рекомендуемые: : процессор 2 (и выше) ГГц, 512 Мб памяти, DirectX 9-совместимая 3D–видеокарта с 128 мегабайтами памяти
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, GeForce 4 Ti4200 128 Mb
Влад Вавилов