В Новый год всегда хочется чего-то сказочного и необычного. Забыть хоть на время о земных заботах, расслабиться и отдохнуть. Вот и театры стараются в это время не загружать почтеннейшую публику – трагедий в их репертуаре в праздничные дни вы не увидите. А для маленьких зрителей к Новому году по традиции готовят новые сказки. В Красноярском театре им. Пушкина Сергей Селеменев поставил «Приключения кота Леопольда», а в театре музыкальной комедии недавно состоялась премьера музыкальной сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями» в постановке питерского режиссера Евгения Туговикова.
Сюжет сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» общеизвестен. «В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост - это веревка от дверного колокольчика. Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие». Так начинается эта сказка. А потом Нильс оскорбил лесного гнома, и в отместку тот уменьшил его в несколько раз. Тут-то Нильсу и пришлось испытать на своей шкуре, что значит быть маленьким и беззащитным. Собственно, вся сказка и рассказывает о том, какие испытания ему пришлось преодолеть, чтобы снова стать нормальным человеком. И в целом режиссер успешно показал эту историю на сцене.
Вообще, за последнее время, это, пожалуй, самая удачная премьера в театре музыкальной комедии. Хотя, как отмечают знатоки, ее музыкальный материал несколько устарел. Музыку к сказке композитор Владимир Шаинский написал двадцать лет назад, и в отличие от многих его киноработ, «Путешествие Нильса с дикими гусями» не отличается запоминающимися шлягерами. Наверное, поэтому Евгений Туговиков вставил в свой спектакль известную песенку Шаинского «По секрету всему свету».
Тем не менее, сама сказка Сельмы Лагерлеф отнюдь не утратила своего обаяния со временем и совершенно не кажется архаичной, чего не скажешь о спектаклях для взрослых, поставленных в театре за последние три сезона, вроде «Ретро» или «Страсти святого Михаэля». А за счет работы художника сказка про Нильса имеет дополнительные шансы на успех у маленьких театралов.
Посмотреть здесь действительно есть на что! Яркие и оригинальные костюмы Татьяны Бердоносовой искренне восхищают многоцветием красок, и особенно удачны получились у питерской художницы облачения животных. Если Нильс с виду обычный прибалтийский мальчишка – рубашка с жилеткой, штаны до колен, чулки и остроносые башмаки, то наряды обитателей леса и птичьего двора более колоритны. И легко узнаваемы – вряд ли вы спутаете сову с сорокой, а белку - с лисой! Работу художника по праву можно назвать самой сильной удачей спектакля.
Чего, к сожалению, не скажешь о работе актеров: игра некоторых из них отличается чрезмерной экспрессивностью и неестественностью, что в первую очередь относится к главному герою Нильсу в исполнении Алексея Казанцева. Но этот актер и в других спектаклях не отличается точным попаданием в роль.
Впрочем, с актерским мастерством в театре музыкальной комедии вообще большие проблемы, мало кто из артистов здесь играет так же успешно, как поет и танцует (а некоторые и того не умеют!). Так что, не будем строги. Тем более что в целом сказка смотрится вполне пристойно, а сцена крысиного нашествия в исполнении артистов хора вообще вызывает искренние зрительские аплодисменты. Замечу, что массовые сцены в этом спектакле получились куда удачнее, чем сольные партии и дуэты.
В следующий раз я расскажу о премьере театра им. Пушкина. «Приключения кота Леопольда» - второй опыт режиссуры Сергея Селеменева на сцене театра, что уже само по себе интересно. Учитывая, что его предыдущая постановка, «Билокси-блюз», пользуется большим успехом у публики.
Елена Коновалова