Главная
>
Статьи
>
Как не мириться с коммунальными проблемами

Как не мириться с коммунальными проблемами

11.01.2005
2

Давайте помечтаем. Возвращаетесь вы вечером с работы домой – двор хорошо освещен. Заходите в подъезд – там чисто и светло. Стены не исписаны. Стекла вставлены. Дверь закрывается. Из подвала ничем плохим не пахнет. Лифт работает. Зашли в квартиру. В ванной и на кухне из горячего крана бежит горячая вода. Горячая! А не чуть тепленькая. Из холодного – холодная. И до того чистая, что пить можно прямо из-под крана. Вода бежит всегда. И днем, и ночью. Без перерывов. Батареи греют. В квартире тепло. Вдруг обнаруживаете: на кухне кран капает. Что ж, бывает. Звоните в домоуправление. Минут через 10 приходит слесарь. Трезвый. Вежливый. У порога обувь снял. Устранил неполадки быстро. Денег не попросил. И как наш мэр осенью говорил, помните? «Откланялся». Не Петр Иванович, конечно, а слесарь. Напомнил, что желание клиента для предприятий ЖКХ – закон. Нравится? Вот ЭТО и называется качеством жилищно-коммунальных услуг!

Нам до такого благоденствия, увы, еще далеко. Об этом свидетельствуют ваши многочисленные вопросы. Ответам на них я и решил посвятить этот выпуск «Жалобной книги».

– Каждую зиму выбивает фазу. В двух квартирах гаснет свет, а в двух – нет. Так тянется уже несколько лет. ЖЭК и «Горэлектросети» сваливают ответственность друг на друга. Расхлебывает все аварийная бригада, которую приходится ждать и час, и два. Боюсь, что когда-нибудь из-за перепада напряжения сгорит бытовая техника.

– Пишите заявку в ЖЭК. Договор обслуживания, согласно которому предоставляются коммунальные услуги, в том числе и электроснабжение, вы заключали с ним. Свои обязательства перед ЖЭКом вы добросовестно выполняете (своевременно вносите плату за электроэнергию) и можете требовать от него надлежащее качество услуг. А уж ЖЭК пусть разбирается, кто должен устранять неисправность.


Как не мириться с коммунальными проблемами

Если же в результате перепада напряжения сгорает техника, то, прежде всего, нужно зафиксировать этот факт в акте. Если несчастье случилось днем, вызывайте комиссию из той организации, на чьем балансе стоит дом. Ночью обращайтесь в аварийную службу. Затем подаете претензию в ЖЭК, ДЭЗ и т.п., где просите в добровольном порядке возместить причиненный ущерб. Если на претензию не отреагировали, то пишите заявление в суд. На ваши плечи ложится сбор доказательств ущерба. Нужно будет предоставить справки и квитанции (например, из бюро ремонта), где будет указано, что в результате перепада напряжения вышел из строя холодильник, стоимость ремонта такая-то. Или что он ремонту не подлежит.

Судиться имеет смысл. Если ЖЭУ чего и боится, так только этого. Возможно, пойдет на уступки и предложит мировое соглашение.

– На лестничных площадках 1-го и 2-го этажей украдены электросчетчики. Кто должен их установить?

– Счетчики устанавливает тот, на чьем балансе они стоят: либо ЖЭК, либо энергоснабжающая организация. Узнать это не трудно, позвоните на свой технический участок, и вам такую информацию дадут. Пока счетчик отсутствует, вы платите по средним нормам, установленным администрацией города. Если этот показатель выше, а счетчик в разумные сроки так и не установили, то вы вправе потребовать возмещения разницы между средней ценой и той, которую вы платили раньше. Для этого нужно предоставить квитанции за тот период, когда счетчик был.

– Живу на последнем этаже. Над лоджией оторвался лист кровли и во время дождей лоджию заливает. Летом подавали заявку в ЖКО, но они говорят, что надо найти альпиниста-скалолаза. Так и не укрепили лист.

– Где искать специалиста – проблемы обслуживающей вас организации. И сделать они это должны в короткие сроки. Во-первых, оторвавшийся лист представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Во-вторых, протекающая крыша причиняет вред вашему имуществу. В каждом регионе есть временный норматив по сохранности эксплуатации жилищного фонда. Там сказано, что протечка крыши должна устраняться в течение смены.

Есть еще один вариант решения проблемы. Вы можете прибегнуть к услугам строительной фирмы и произвести ремонт крыши за свой счет, а потом потребовать от ЖЭКа возмещения всех убытков. Может, этот вариант им понравится больше.


Как не мириться с коммунальными проблемами

– В результате аварии в одной из квартир во всем доме отключили холодную воду. ЖЭК не устранял аварию неделю, ссылаясь на то, что у них нет сварки. Теперь они отказываются делать перерасчет, говорят, что была аварийная ситуация.

– Отсутствие сварки не является форс-мажорным обстоятельством для выполнения обязательств. Срок на устранение аварийных ситуаций – сутки. За остальное время должен быть сделан перерасчет. Это не плановые работы. Если воды нет только в вашей квартире, позаботьтесь о себе сами. Подайте в ЖЭК письменное заявление, в котором укажите, что у вас плохого случилось и когда. На следующий день или через день (но не позже) к вам обязан прийти техник. Он составит акт, на основании которого проводится перерасчет. Если какой-либо услуги нет во всем доме, коммунальщики сами должны позаботиться о снижении платежей. Но практика показывает, что они пренебрегают своими обязанностями. Поэтому делайте все, как будто бы это произошло с вами.

– Прохудился полотенцесушитель. Уже в двух местах стоят хомутики. Лучше бы его заменить. Сделают ли мне это бесплатно?

– Ведомственные строительные нормы ВСН 5888 отвели ему 15 лет жизни, если он сделан из черных труб. И 20 лет – для никелированных. Если ваша квартира не приватизирована и сроки службы полотенцесушителя истекли (или он стал не годен к дальнейшей эксплуатации из-за производственного брака и представляет угрозу для имущества потребителя), то заменить его должны бесплатно. А если вы собственник квартиры, то придется приобрести полотенцесушитель за свой счет, а работы по его замене проведут бесплатно. Правда, если вы приватизировали квартиру после того, как истекли сроки службы полотенцесушителя, то тоже вправе требовать бесплатной замены.

– Нашему дому уже 20 лет. И ни разу в подъезде не проводился ремонт. Стены обшарпанные, перила сломаны, даже каменные ступеньки уже откололись кое-где. Не говорю уже о том, что моем мы подъезд сами, а ведь деньги-то за уборку наверняка берут…

– Можно требовать, чтобы коммунальщики красили окна, лестницы и стены в подъездах один раз в 5-6 лет, утепляли их (температура даже зимой не должна опускаться ниже 16 градусов), а также ремонтировали перила, поврежденные ступеньки и меняли сломавшуюся напольную кафельную плитку на лестничных площадках. Таковы правила содержания и эксплуатации жилья, утвержденные Госстроем.

Что касается уборки подъездов, то многие ЖЭКи перекладывают это на самих жильцов, т.к. найти уборщиц практически невозможно. Зарплатой 500 рублей на такую работу не заманишь. Хотя в правилах эксплуатации жилищного хозяйства строго прописано: не только пол, но и стены и даже подоконники уборщицы в подъездах должны подметать не реже чем раз в пять дней. А капитально мыть – раз в месяц. Но если вы убираете лестничные клетки сами, то в таком случае плата за уборку браться не должна.


Как не мириться с коммунальными проблемами

– Живу на втором этаже. Прямо под моей квартирой находится круглосуточная сауна. Из-за этого у нас сырость, запах. И все звуки: звон тазиков, стоны слышны в квартире. Куда обратиться?

– Во-первых, в районную администрацию. К заместителю главы по коммунальным вопросам. Во-вторых, в управление государственных инспекций надзора и инвентаризации. В Красноярске они находятся по адресу: ул. Маерчака, 38. Телефоны 21-55-69, 21-66-29.

– Хорошо тем, кто живет в городе. Возможностей для защиты своих прав – масса. А вот куда пойти жителю района?

– Защитой прав потребителей занимаются госторгинспекция, СЭС, органы стандартизации. И органы местного самоуправления. Почти при каждой администрации города и района работает отдел, комиссия или специалист. А также общественные структуры – общества по защите прав потребителей. Узнайте, наверняка и у вас в районе они есть.

Вместо послесловия

Кстати, опыт показывает, что лучше коммунальным проблемам противостоять не отдельному индивидууму, а всем миром, домом, подъездом. Мои знакомые, например, сумели обратить себе во благо неприятности от бара по соседству. Несколько лет их подъезд был филиалом распивочной и одновременно общественным туалетом. Пока соседи не объединились и не добились, чтобы владельцы бара поставили им железную дверь с кодовым замком. Теперь в подъезде чисто и сухо, как в рекламе. И все лампочки целы.

Если у вас есть опыт превращения неприятностей в удачу, поделитесь с нами.

Олег Мельников

Рекомендуем почитать