В ролях: Джеральд Батлер, Эмми Россум, Патрик Уилсон
Всерьёз воспринимать сию потешную историю, придуманную Гастоном Леру и освещённую музыкой Эндрю Ллойда Уэббера, и раньше было занятием не из простых, а по прочтению недавно изданного на русском языке презабавного романа Терри Пратчетта «Маскарад» это и вовсе сделалось делом едва возможным. Но Джоэл Шумахер принялся за экранизацию суперпопулярного мюзикла со всей возможной серьёзностью и, по всей видимости, с безграничной верой в собственный успех. К чему, надо сказать, у мастеровитого режиссёра имелись определённые основания, ведь проект осенил своим участием сам «великий и ужасный» Уэббер, выступивший в качестве продюсера, соавтора сценария и – что совершенно неизбежно – автора музыки. Композитор, на счету которого внушительная коллекция невероятно успешных мюзиклов, уже лет как пятнадцать лелеял мечту перенести своё любимое детище на большой экран, а какие грандиозные планы строились в связи с этим, какие звёздные имена должны были украсить титры, но… Но режиссёром стал Шумахер (что не так уж и плохо, да и фамилия у него хорошая), а на главные роли пригласили актёров, чьи имена звучностью не отличаются и вряд ли смогут всерьёз повлиять на кассовые сборы.
Но данное обстоятельство нимало не смутило создателей фильма, подошедших к своему делу с мрачной решимостью и размахом, ограниченным лишь режиссёрской фантазией и бюджетом, на звёзд которого просто не хватило бы. Возможно, в этом есть и некоторые плюсы, по крайней мере, хоть что-то придаёт картине свежесть, но вернёмся к главному – к душераздирающей истории из жизни театрального закулисья. 1870 год, Париж, Опера, а в ней живёт Призрак – безумный обозлённый монстр, мнящий себя великим знатоком музыки и хозяином Оперы. Призрак Оперы (ПО) влюблён в Кристину – инфантильную хористку, мечтающую о большой сольной карьере и верящую, что по ночам к ней является Ангел Музыки, чтобы давать уроки пения.
И красавицу Кристину действительно ожидает блестящая карьера, потому как в неё влюблён не только ПО (фигура по-своему весьма влиятельная), но и новоявленный покровитель Оперы – друг беззаботного Кристининого детства Рауль. Сама же героиня очень долго не может определиться, которому из двух столь непохожих поклонников отдать предпочтение. В этом любовном треугольнике собственно и заключается основная (и единственная, если забыть про люстру) сюжетная линия фильма, всё остальное же несёт на себе отпечаток поистине оперной условности и декоративности.
Проще говоря, «Призрак Оперы» – в полном соответствии с законами жанра – сверкает как новогодняя ёлка, буйство красок здесь вполне заменяет интригу. Шумахер не стал мучить себя и зрителя поиском компромисса между сложным для экранного воплощения литературным первоисточником и блестящим мюзиклом, он просто попытался перенести творение Уэббера на экран, и сделал это весьма старательно. Поэтому на фоне многочисленных (крайне неудачных) экранизаций истории о таинственном обитателе оперных катакомб версия Шумахера предстаёт в весьма выгодном свете. Но назвать этот фильм захватывающим или волнующим нельзя при всём желании, внутреннее напряжение в нём практически отсутствует, хотя, казалось бы, для его создания и особых усилий прикладывать-то не надо было. И как-то так получилось, что всё здесь держится на музыке – нельзя не признать – на очень хорошей музыке, но всё-таки это кино, и одной только музыки для успеха недостаточно. Многое из того, что на театральных подмостках впечатлило бы и вызвало эмоциональный отклик, на экране выглядит глуповато, а попытки режиссёра нагнать страха скорее вгоняют в тоску. Не спасает даже регулярно звучащая великолепная основная тема «Призрака Оперы», призванная отмечать моменты наибольшего психологического напряжения.
Александр Спасов