Семь дней в неделе, семь чудес света, семь цветов радуги, семь нот. Если с названиями дней недели и цветов более-менее понятно, то вот с до – ре – ми сложнее. Меня, признаюсь, давно интересовало, кто, когда и зачем придумал такие названия.
До того, как ноты имели привычные нам названия "до – ре – ми – фа – соль – ля – си", они обозначались просто первыми буквами латинского алфавита от a до h. Однако петь ноту, называющуюся, к примеру, согласной буквой бэ или эф было не очень удобно.
Поэтому примерно в 1025 году итальянский монах, музыкант и теоретик Гвидо из города Ареццо предложил назвать ноты не отдельными буквами, а слогами. Не мудрствуя лукаво, Гвидо д'Ареццо за основу взял католический гимн в честь апостола Иоанна, считавшегося покровителем церковного пения. Гимн был удобен тем, что каждая фраза начиналась на ступень выше предыдущей, то есть первые слоги составляли как раз гамму.
“Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний”:
Ut queant laxisResonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Iohannes.
Первые слоги каждой строки и стали названиями нот – Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Первоначально нот было шесть. Позже, в 16 веке, звукоряд вырос до семи звуков, и появилась новая нота Si – из строчки про Sancta Iohannes (святого Иоанна). А еще через столетие первую ноту Ut заменили на привычное нам Do, что было удобнее для распева.