Columbia Pictures, 2003 год
Вознамерился совершить плановый поход кинотеатр, дабы порадовать вас какой-нибудь свежатиной – но, обозрев репертуар, пришел в ужас: все кинотеатры массово «перезагружаются»! Уже «перезагруженному» киноману, в общем-то, практически и некуда сводить себя в поисках новых впечатлений. Так сказать, лучом света в киномире, объятом «Матрицей», оказался трехзальный «Луч»: тут, помимо «Матрицы», демонстрировалось целых пять фильмов. Что ж, да будет «База «Клейтон», решил я. Сто лет не видал Траволты.
Так вот, прихожу я в развлекательный кинокомплекс минуты за две до начала сеанса – ну не рассчитал, с кем не бывает? «Там анонсы всегда в начале, успею», - надеялся я. И что вы думаете? К кассе – очередь, как будто там бесплатно автографы Ривза раздают! Ларчик открывался просто: не было автографов, просто из четырех касс этого многоуважаемого кинокомплекса работала одна. Персонала здесь, согласитесь, достаточно: охрана, гардероб, девушки на входе предоплату собирают, опять же, а кассир – один. Согласен, нет необходимости в круглосуточной работе всех четырех касс. Вполне вероятно, что обычно в пятницу вечером сюда мало кто заглядывает, и по этой причине, в любую другую пятницу одной кассы хватает на удовлетворение всех потребностей. Но раз уж в этот день случился неожиданный наплыв посетителей, почему было не вызвать на подмогу хотя бы одного кассира? Инцидент мелкий, но досадный – в результате, я пропустил 15 минут «Базы «Клейтон»! Как старый зануда, хочу разобраться. Версия номер один. Решать проблемы с очередью не входило в компетенцию никого из присутствующих работников «Луча», проще говоря, никого это не волновало, не волнует и не будет волновать. Версия номер два. Весь персонал «Луча» видел очередь и страдал, но ничего сделать не мог – у второго, заготовленного как раз на такой экстренный случай кассира, в этот день был, например, юбилей у мамы, и он отпросился пораньше, а больше специалистов не было. Признаюсь, вторая версия как-то милее моему глупому сердцу. В связи с чем, как человек, заинтересованный в том, чтобы «Луч» оставался кинокомплексом европейского образца не только по форме, но и по содержанию, вношу рацпредложение руководству: обучить нескольких человек из существующего персонала работе с кассой, деньгами и всем прочим премудростям кассирного дела. Так сказать, на экстренный случай – вдруг не последняя такая напряженная пятница? А то как-то плохо гармонирует с европейскими стандартами слово «очередь».
Ладно, заканчиваем с водными процедурами и переходим к «Базе «Клейтон». Дождь (искусственный), джунгли (искусственные), немного прелестей службы в армии, махинации с наркотиками. На удивление, это оказался недурственный мальчишеский детектив в стиле «милитари» с лихо навороченным сюжетом и симпатягой Траволтой. Все наверное в курсе, что у Траволты не сезон – восстановившись после «Криминального чтива» в звездном статусе, сейчас Траволта простаивает: последние фильмы с его участием не оправдали надежд и затрат продюсеров, а гонорары обаяшка с ямочкой снижать не хочет. Его дело, небось не голодает – Том Харди, герой Траволты в «Базе..», упитан, квадратнолиц и квадратнотел, хотя даже такой, в увеличенном масштабе, полувековой старикан Траволта очень обаятелен, так что всем поклонникам, и особенно, поклонницам, настоятельно рекомендую. Сэмуэль Л. Джексон выглядит и играет как Сэмуэль Л. Джексон, но его совсем мало. По сценарию Траволта практически не пересекается с Джексоном, так что тандему, так хорошо зарекомендовавшему себя в «Криминальном чтиве», увы, не дали возродиться. Красивая Кони Нильсон (помните несчастную тетеньку, которой домогался брат Комет в «Гладиаторе»? Так вот, это она, специально для «Базы…» подстриженная и перекрашенная) привлекает внимание, но роль её кажется слегка вспомогательной что ли?… В общем, со своим серьезным озабоченным лицом она – отличный выигрышный фон для озорника Траволты. Иногда было даже смешно, хотя этого и не обещали.
Отдельного слова заслуживает сценарий. Несмотря на то, что режиссером «Базы» стал известный режиссер Джон Мактирнан («Хищник», «Афера Томаса Крауна», «13-ый воин», «Последний киногерой»), сценарист здесь новичок – зеленее некуда – некий Джеймс Вандербилт. Это вообще первый проданный сценарий Джеймса (и второй написанный), но проданный очень удачно, за него ему отвалили аж целых 400 тэ бэ! Вот те и новичок… Сценарий и правда неплох – этакая матрешка: зрителя подводят к одному выводу, потом оказывается, что все не так, а эдак, потом «эдак» снова заменяют, и так несколько раз. К финалу я окончательно запутался, кто там торговал наркотой, кто плохие, кто хорошие (может быть, сие как раз из-за пропущенных 15 минут в начале?), но, учитывая неожиданный, озорной хеппи-энд, это вроде как, оказалось неважно. Хотя я подозреваю, все эти сценарные хитросплетения, не раскладывающиеся с первого просмотра, заставят какого-нибудь дотошного зрителя пересмотреть «Базу «Клейтон» ещё разок.
Максим Потемкин