В «Жалобной книге» опять появились новые записи. Вы спрашиваете, что делать, если купили плохой товар, почему вино стало плохим? Отвечаем…
«Да будет свет»! - сказал «Люмен»
Четыре месяца назад в магазине "Люмен" купили электролюстру - самую обычную - 6 лампочек по 60 Вт, стеклянные плафоны, стоит около 2 тысяч рублей. Повесили, включили - вроде работает. Через пару недель одна лапочка погасла (не перегорела! именно патрон перестал работать), еще через несколько недель погас второй патрон; в процессе работы она периодически пощёлкивала. Я подумала, надо бы вызвать электрика. Но не успела - один патрон просто взорвался. В квартире из-за этого выбило предохранительные пробки, осколки разлетелись по всей комнате. По счастливейшей случайности никто не пострадал - я за минуту до этого взяла дочку на руки и вышла на кухню.
В магазин позвонила утром - отвечают: "Это к хозяйке, оставьте свой телефон, она позвонит вам. Когда - не знаем. Но в любом случае только хозяйка будет решать, что делать". Чек у меня есть, а вот гарантийного талона при покупке не дали. Что посоветуете?
Ну, во-первых, по телефону такие вопросы не решают. Нужно идти в магазин (есть там в это время хозяйка или нет, – неважно) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. В ней описываете недостатки товара и, ссылаясь на статью 18-ю Закона «О защите прав потребителей» выдвигаете одно из требований.
* безвозмездное устранение недостатков товара;
* соразмерное уменьшение покупной цены;
* замена на аналогичный товар или на товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены;
* расторжение договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы (возмещения убытков).
Один экземпляр вручаете продавцу, второй, в котором просите поставить дату принятия и подпись принявшего, оставляете у себя. Если отказываются принять вашу претензию, отправляете ее заказным письмом с уведомлением о вручении.
Дата отправки считается датой вручения. В магазин идете еще и с неисправной люстрой. В соответствии с п. 5 ст. 18 закона продавец обязан принять товар с недостатками и в случае необходимости провести проверку качества товара за свой счет.
Не беда, что вам не дали гарантийный талон. Это вам даже на руку. Получается, что гарантийный срок не установлен. И вы вправе предъявить требования по поводу недостатков товара в пределах двух лет со дня покупки (ст. 19 закона).
В статьях 20-22-1 установлены следующие сроки выполнения продавцом требований покупателя (со дня предъявления претензии):
* 10 дней - для возврата денег или соразмерного уменьшения покупной цены, а также возмещения иных убытков;
* 7 дней - для замены товара.
За каждый день просрочки выполнения требований продавец уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 закона).
Заканчиваете претензию предупреждением, что в случае неустранения нарушения ваших прав в добровольном порядке, вы будете вынуждены обратиться за защитой своих нарушенных прав в отдел по защите прав потребителей либо в суд с дополнительными требованиями о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения требований, о компенсации морального вреда, а также, возможно, о взыскании с продавца в федеральный бюджет штрафа в размере иска за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 закона).
Проявите свою осведомленность и напишите, что по новой редакции Закона, которая вступила в силу с нового года, если суд признает вас правой, то хозяйке придется серьезно раскошелиться. Сумма убытка автоматически увеличивается в полтора раза. Когда приходит покупатель, вооруженный знанием своих прав, да еще и с грамотно составленной претензией, продавцы удовлетворяют его требования.
Покупай, но проверяй
Поначалу мне нравились вина, которые продают на разлив. Но сейчас покупаю, а они, порой, оказываются кислые. И быстро портятся. Скорей всего, и их подделывать стали?
Валерий Любимов
За разъяснением мы обратились к генеральному директору фирмы «Вина Анапы» Андрею Туранкову.
- Советую прежде, чем приобрести вино на вынос, продегустировать его, пропустив стаканчик-другой. Такую возможность должны предоставлять покупателям в каждом магазине. А уж потом, если понравится, брать про запас.
Вино везут в специальных пятидесятилитровых металлических баллонах - кегах. Причем, каждая пломбируется на заводе, а открывается в торговой точке: чтобы и производитель, и покупатель были уверены, что в эту кегу на пути следования не налили ничего другого. Из них же потом и продается вино в магазине, а замурованный в стену бочонок с краником, - для антуража.
Розлив в кеги позволяет доставлять из Анапы настоящее, казалось бы, забытое уже, "живое" вино. Его не подвергают термической обработке, "убивающей" напиток, в нем нет консервантов. Но "живое" вино требует нежного, трепетного к нему отношения. При его транспортировке, хранении, продаже должна строго выдерживаться необходимая температура. И вот тут как раз начинаются проблемы, из-за которых и случается то, что описал Валерий.
Долгие годы ГОСТ предписывал хранить полусладкие и полусухие вина при температуре +2+8 градусов, сухие - +5+16, полудесертные - + 5+15. Соблюсти разный температурный режим весьма затруднительно. И виноделы пришли к соглашению, что температура, которая бы устроила все вина, +5+8. Для этого в местах продажи должны стоять холодильные установки. Но в мае прошлого года Госстандарт избавил продавцов от этих затрат, приняв изменения в ГОСТ. Теперь вина можно хранить при температуре от +5 до +20. Те, что в бутылках, возможно и да. Но только не "живые".
Полусладкие и полусухие вина при такой температуре начнут киснуть. И станут непригодными. Заводы-изготовители рекомендуют хранить их при прежней температуре. И они отвечают за качество при соблюдении именно ее.
Вот что советует Андрей Владимирович:
* Стоит поинтересоваться, при какой температуре хранятся кеги. И даже пройти в это помещение: убедиться, что там соблюдается необходимый режим.
* Полусладкие и полусухие вина должны быть холодными. Правда, некоторые продавцы ставят пивной охладитель. Вино, проходя через него, охлаждается. А сами кеги стоят в тепле. Потому-то и советую, заглянуть в подсобное помещение (см. пункт 1).
* Испорченное вино будет с запахом уксуса.
* Вино, купленное на разлив, в домашних условиях нужно держать в холодильнике.
* Принеся домой, лучше перелить из пластиковых бутылок в стеклянные графины.
* Не стоит покупать его в запас, тем более, что оно сейчас не дефицит. И "домашний" погребок всегда можно пополнить свежим.