Издатель: LucasArts
Жанр: ролевая игра
KotORый из них наш?
Популярная идея продажи дополнительных уровней для игрушек оказалась живучей настолько же, насколько и удачной. Речь идет не о сотне новых экранов для арканоида и не о свежих миссиях, которые можно скачать с сайта (кстати, технически вполне серьезные игрушки время от времени пытались взобраться на сериальные рельсы, среди них фантастические космосимуляторы, трехмерные шутеры по мотивам реальных событий в Афганистане и т.д. – но… не прижилась инициатива). Мы говорим о продуктах под названием «аддон», «экспеншен», продающихся в отдельных коробках за отдельные деньги. Производство игры – долгий и сложный процесс, и уж если продукт стал популярным и был хорошо раскуплен, грех не попробовать повторить успех и результаты продаж. Ведь все нужное под рукой, да и люди, по большому счету, не хотят революционных инноваций. Им нравится старое-знакомое, от которого требуется только одно – хорошо выглядеть на новеньких видеокартах.
И если от дополнений не требуют невозможного (и даже успеха оригинальной игры), то от продолжений, следующей части с большим красивым номером в названии, всегда ждут большего. В плане графики, звука, сюжета, впечатлений и влияния на экологическую обстановку. Когда я увидел лицо KotOR2, то никак не мог отделаться от мысли: «Да это же добавка! Те же новые уровни для старой игры!». Интерфейс, изобразительный стиль, идеология озвучки, движок – все, казалось, родом из позапрошлого года, машет рукой и передает на всю страну по «Маяку» привет KotOR, родственникам и родителям. Игра не выглядит хуже своей первой части, она выглядит примерно так же (стоит ли удивляться? Графический движок остался прежним, производства Bioware) и ощущения создает похожие. Мелкие новшества заставляют усомниться: а это точно вообще…кхм… новшество? Точно в прошлый раз нельзя было использовать для передвижения клавиши WSAD? Неужто прежде бой шел в настоящем походовом режиме, а не его real-time воплощении? Впрочем, в любой момент континуум можно прервать и раздать группе приказы и цели. И надеяться, что хоть на этот раз компьютерные напарники вас послушают, потому что обычно вооруженная стычка превращается в веселую кучу-малу.
AI – не самое сильное место KotOR2. Что говорить о врагах, если даже ваш собственный главгерой не способен добраться до предмета, расположенного с другой стороны стола. Вручную, вручную ведите, даром что ли WSAD-раскладка присутствует? Кто-то скажет: искусственный интеллект в такой игре, как эта, не играет большой роли; куда важнее небанальный сюжет и интересные диалоги. Спешу согласиться: куда важнее. Хотя сюжет, разумеется, не блещет оригинальностью (а какой блещет, какой сияет за последние 150 лет, а?), количество и качество разговоров вдыхает в персонажей жизнь.
Вот, например, стартовый комплект действующих лиц. Я с лицом молодого Майкла О’Хары – Изгнанник, давным-давно ослушавшийся Совет Джедаев и лишенный связи с Течением Силы. По горькой иронии судьбы, последний из оставшихся джедаев в известной Вселенной вообще. Мой первый товарищ – интерпланетный прохиндей Эттон (внешне - вылитый Гейб с www.penny-arcade.com). Неожиданная наставница, излучающая скрытую угрозу неопределенной направленности – слепая пенсионерка Крейя, с которой мы, как близнецы, накрепко связаны Силой. У каждого свой характер, свои умения, предпочтения и скелеты в шкафу (боевые скелеты, легионы боевых скелетов в шкафу!) Интересное нововведение: в зависимости от наших действий, мы приобретаем или теряем авторитет у каждого из участников партии. Не стоит упрямо гнуть линию святоши-самаритянина – Крейя не оценит. «Нельзя постоянно помогать людям, выручать их из передряг! Стать сильным можно, лишь преодолевая трудности. Ты… обкрадываешь других, помогая им, хотя сам, конечно, растешь…»
Рассуждения на тему обкрадывания
Играть довольно интересно, длинные диалоги вовсе не раздражают (я всегда любил читать), сравнение с интерактивной книгой несколько неуместно. Чуть правильней будет сравнений с интерактивной книгой, в которой не хватает кучи страниц. Проект был сделан за очень короткое для RPG время – чуть больше года, неудивительно, что воплотить все замыслы не удалось. Хуже, что свидетельства этого встречаются то тут, то там в течение игры. Вот, например, самый элегантный дроид-убийца за всю кино-игро-историю обещает нам встречу со своими родственниками. Многообещающе? Увы, фабрику роботов вырезали. Не будет и эпилога после финальной битвы – зияющую дыру заслонят широкой спиной титры. И это притом, что сценарий и озвучку этих фрагментов спокойно можно обнаружить в ресурсах игры! Не успели, не успели… Поклонники теории заговоров шепчут гневные слова в адрес LucasArts: дескать, это они решали что-то там переиграть в самый распоследний момент, ведь даже дизайн каждого завалящего кирпичика приходилось утверждать в LA.
Играющая публика в основном разделилась на два лагеря: одним игра в целом понравилась, другие гневно плюются ядом (7-10 единиц повреждений в течение 12 секунд) и собираются самостоятельно доделывать игру. На самом деле, все не так плохо. Может быть, мне помогала старая привычка бессознательно пропускать непонятные места (общий классовый навык для программистов и лингвистов). Не стоит забывать, что KotOR – игра далеко не для всех, и, уж конечно, не для всех поклонников вселенной Star Wars. Терпение и внимательность, как ни странно, хорошее воображение и способность к эмпатии – добавьте их к минимальным требованиям, пожалуйста. Ах да, и конечно, наличие свободного времени – при неторопливом прохождении игра съест 40-50 часов сидения за компьютером.
Стоит ли их тратить – вопрос, на который трудно ответить однозначно. Мне местами, и довольно часто, было скучновато. Старая как мир схема «нужно найти предмет, а для этого следует нанять человека, на которого нам укажет доброжелатель после того, как мы разберемся с его заклятым врагом, до которого еще и не добраться… и т.д.» повторяется здесь снова и снова. Но, с другой стороны, KotOR2 является чистокровной RPG, и изначально противопоказана людям, не готовым тратить время на почтовые квесты, копание в инвентаре, кропотливое повышение уровня своего персонажа.
Если же вы все-таки ступите на долгий путь самопознания и спасения джедайства в далекой галактике, вот вам на всякий случай сценарий настоящей концовки игры.
Системные требования:
Минимальные: процессор 1 ГГц, 256 Мб памяти, DirectX-совместимая 3D–видеокарта с 32 мегабайтами памяти, 1,5 Гб дискового пространства
Рекомендуемые: процессор 1,6 ГГц, 512 Мб памяти, DirectX 9-совместимая 3D–видеокарта с 128 мегабайтами памяти (Radeon 9700/GeForce FX 5900 или лучше)
Тестовые: Athlon XP 1700+, 512 Мб, ATI Radeon 9600 Pro 128 Mb
Влад Вавилов