Главная
>
Статьи
>
«Набережная Орфевр, 36» / «36 Quai des Orfevres»

«Набережная Орфевр, 36» / «36 Quai des Orfevres»

01.04.2005
5
Режиссёр: Оливье Маршал
В ролях: Даниэль Отой, Жерар Депардье, Андре Дюссолье


«Набережная Орфевр, 36» / «36 Quai des Orfevres»

Этот фильм достоин внимания хотя бы потому, что Оливье Маршал полтора десятка лет прослужил в спецподразделениях французской полиции, а это о многом говорит и ещё больше обещает. Однако гарантированное таким опытом режиссёра знание предмета и, как следствие, достоверность – далеко не единственное, и даже не главное, достоинство «Набережной Орфевр, 36». По этому адресу расположено парижское управление криминальной полиции, и профессионал – как в охране правопорядка, так и в режиссуре – Маршал, не понаслышке знающий о происходящем в стенах этого очаровательного особняка, просто не мог снять плохое кино про полицейских, что, впрочем, не значит, что он не мог снять кино про плохих полицейских.


«Набережная Орфевр, 36» / «36 Quai des Orfevres»

Странно было бы ожидать от него картины о рыцарях в сияющих доспехах, защищающих покой обывателей, не снимая белых перчаток, или же, напротив, о продажных копах, безостановочно берущих взятки и выслуживающихся перед бандитами. Слишком уж просто, ведь реальная жизнь куда как сложнее, «чёрное» и «белое» в ней не просто идут рука об руку – они сливаются в единое целое, насыщая наш мир невообразимыми событиями, переворачивающими представления о добре и зле с ног на голову. И герои фильма – полицейские, пребывая в постоянном и неизбежно тесном контакте с преступным миром, не могут не меняться, и именно происходящие с их сознанием изменения, их представления о справедливости и мере возможного и являются главной темой «Набережной…». Лента Маршала сильно напоминает – и визуально, но в гораздо большей степени настроением – «Схватку» Майкла Манна, с той очевидной разницей, что здесь главные герои находятся по одну сторону баррикад. Лео Вринкс и Дени Клейн руководят отделами криминальной полиции, они равны по возрасту, званию и служебному положению, они успешны и знамениты, и они не просто конкурируют друг с другом – они враждуют. Подразумевается, что в основе конфликта не только профессиональные, но и личные мотивы. Кульминации же их соперничество достигает в тот момент, когда становится понятно, что тот из двоих, кто поймает бесчинствующую в городе банду жестоких налётчиков, займёт место директора криминальной полиции.


«Набережная Орфевр, 36» / «36 Quai des Orfevres»

Пересказывать сюжет дальше не имеет смысла, нужно только заметить, что он полон неожиданных поворотов и внутреннего напряжения, до предела насыщен даже не эмоциями, а безграничной и разрушительной страстью. Наблюдая за действиями главных героев, раскрывая для себя движущие ими мотивы, невозможно оставаться равнодушным. И «хороший» полицейский Вринкс (Отой) и «плохой» Клейн (Депардье) давно уже перешагнули границу между добром и злом, жизнь каждого из них полна крови, грязи, лжи, предательства и неизбежного одиночества. Они оба находятся в одном шаге, как от скамьи подсудимых, так и от заветного кресла начальника, и тем увлекательнее наблюдать за кровавой схваткой, в которой не так-то просто отдать кому-либо предпочтение. «Набережная Орфевр, 36» с трудом поддаётся жанровой классификации: отменного качества сцены нападений и перестрелок не превращают его в action, а термин «криминальная драма» столь неопределёнен, что почти ни о чём не говорит.

Скорее, это «атмосферный триллер» – кино, предельно насыщенное эмоциями, держащее зрителя в напряжении за счёт едва уловимых, но крайне действенных ощущений. Мрачная и тягучая атмосфера «Набережной…» обязана своим существованием, своей силой гениальным актёрским работам Даниэля Отой, входящего в свой лучший возраст, и Жерара Депардье, у которого, кажется, открылось уже третье дыхание. Оба могут занести этот фильм в число лучших своих работ, как и Андре Дюссолье, великолепно сработавший «на втором плане».

Александр Спасов

Рекомендуем почитать