Издатель: Ubisoft
Жанр: тактический шутер
За последний квартал, считая сегодняшнего героя, на свет мониторов появилось три серьезных шутера с тактическими элементами (про Full Spectrum Warrior правильнее будет сказать наоборот – тактический симулятор с элементами шутера). Учитывая, что процесс разработки приличной игры может иногда растянуться на годы, эту скученность можно назвать любопытным совпадением… или началом тенденции изменения жанра. Эволюция это или декаданс, поклонники решат, в зависимости от собственных предпочтений и пессимистичности, сами. Но несмотря на это, технически и содержательно Brothers in Arms является самой небанальной и одной из наиболее интересных игр про войну за долгое время.
Действие происходит, как и всегда в американских военных играх, во время открытия Второго Фронта в Нормандии. Мы принимаем роль Мэтта Бейкера – реально существовавшего десантника 101-й Воздушной Дивизии. Игра рассказывает о восьми днях из жизни его отряда, по возможности опираясь на исторические факты. Стоит отметить, что слова «аутентичный», «реально существовавший» и «точно смоделированный» - для команды Gearbox, одно время прописавшейся в Управлении Национальных Архивов и Записей США, не пустой звук. Конечно, вряд ли кто-то, глядя на экран, сможет отличить вымышленную миссию от настоящей, но общий дизайн игры создает впечатление внутренней целостности, уверенной осведомленности, а это многого стоит. Не забывайте и про нюансы, эти мелкие детали, которые могут в одночасье превратить банальный забег в исторический подвиг. Согласитесь, одно дело – идти через уровень в роли безжалостного механизма убийства, эффективно выкашивая все живое (пример подхода – Call of Duty), и совершенно другое – знать, что двое паратруперов на самом деле, как это и показывается в игре, используя укрытия и маневрируя, прошли полдеревни, положили тридцать немецких солдат, а потом вдруг попали в столовую, где человек пятнадцать «фрицев», или, как говорили союзники, «краутов», безмятежно играли в карты. Доигрались.
Впрочем, насчет достоверности всегда найдутся любители поспорить; чего, однако, никто не станет отрицать – так это прекрасно вмонтированного механизма тактических действий. Brothers in Arms – не шутер от первого лица, скриншоты обманчивы. Забеги к вражеским позициям оканчиваются очень быстро и печально. Думайте об игре, как об улучшенной версии Full Spectrum Warrior, которая перестала быть трехмерными шахматами и, наконец, дает вам пострелять! Враги за укрытиями более не являются неуязвимыми. При должном умении и терпении можно снять высунувшегося немца, но, понимаете ли… как бы сказать помягче… то же правило действует и по отношению к вам! Поэтому не стоит штурмовать вражеские укрепления одному, лучше отдать команде приказ об огневом подавлении противника (иконка над головой немца из красной превращается в серую – он даже не думает высунуть голову из-за укрытия), а самому тем временем зайти сбоку. Вариант – отдать приказ второму взводу напасть с фланга.
Управление войсками в BIA одновременно и примитивное, и удобное. В отличие от тех же Full Spectrum Warrior или Star Wars Republic Commando, не надо блуждать мышкой по экрану, тщась правильно попасть в контекстно-зависимое место; имеется всего три типа приказов: перемещение в указанное место, огневое подавление определенной точки и штурм вражеского укрытия. AI наших солдат настолько умен, что они отказываются штурмовать пулеметное гнездо, самостоятельно находят укрытия, могут сами решать, передвигаться ли бегом или отстреливаться на ходу, а в моменты рискованных бравад главгероя даже орут озабоченно: «Бейкер! Ложи-и-ись!!! (Чтоб тебя!)». За врагов компьютер выступает более сдержанно; немцы по умолчанию отыгрывают «Застрели меня, если сможешь», предоставляя нам проявлять инициативу. Периодически мы меняемся ролями, но это заранее прописанные сцены, в которых нужно продержаться определенное количество времени.
Еще одна любопытная деталь, добавляющая недюжинную долю реализма: в игре нет виртуального перекрестья прицела. То есть вообще. Если стрелять на ходу, можно попасть в цель только с очень близкого расстояния. Чтобы прицелиться как следует, нажимаем среднюю клавишу мышки… герой поднимает винтовку к плечу - пожалуйста, пользуйтесь прицелом текущего оружия. В таком положении, естественно, не побегаешь - напротив, лучше присесть на колено!
Довольно сдержанный стиль игры разнообразят неоднородные задания. Стандартная зачистка городка сменяется штурмом минометных позиций, время от времени приходится отбиваться от превосходящих вражеских сил; в вашем распоряжении на правах штурмовой команды будет бронетехника, а в одной из миссий необходимо придется быстро очистить кукурузное поле от столбов. Их вкопали по приказу находчивого генерала Роммеля, дабы помешать посадке союзных планеров.
Местами пройти миссию бывает очень сложно, но это означает, что следует подумать и, возможно, найти другой путь. В этом игроку должно помочь еще одно нововведение под названием «Тактическая осведомленность» (Tactical awareness). По нажатию клавиши V камера взмывает в воздух и показывает на карте боевые единицы игрока, обнаруженных врагов и месторасположение цели. Трехмерный рельеф местности сохраняется – можно крутить, приближать и отдалять камеру. «Американские десантники всегда тщательно готовились к боевым действиям»,- оправдывает игра присутствие режима Т.О., -«изучали карты местности и данные аэрофотосъемки». (Кстати, многие исторические документы и фотографии, которыми пользовались разработчики при создании игры, попали в качестве медиапрезентаций в раздел Extras, единственный интересный Extras за последний год)
Что касается технических характеристик BIA, то качество фото и киносъемки еще, конечно, не достигнуто (разве только аэро - шутка), но общее впечатление от картинки самое благоприятное. Как говорил Фокс Малдер, «Я хочу верить!» Это, впрочем, неудивительно – игра использует орденоносный движок «Unreal Engine», который для проходных игр обычно не покупают. Растительность, небо, спецэффекты рикошетящих пуль, брызги крови (да, в ближнем бою все выглядит весьма сурово) сделаны очень хорошо. Неплохо детализированы модели солдат, но при движении они часто дергаются – не достает плавных переходов между фазами анимации. Звук – скажем просто – отличен, и плюс к пятерке добавляет отсутствие музыки в игре: только в меню, заставках и т.д. Озвучка, впрочем, кажется несколько вымученной; надеемся, со временем это исправят.
Потому что Ubi возлагает на Brothers in Arms большие надежды. В readme написано честно: ждите других игр в серии «Братья по оружию». Не думаю, чтобы кто-то возражал против штамповки аддонов, если все они будут выполнены с таким прилежанием.
Системные требования:
Минимальные: процессор 1,0 ГГц, 512 Мб памяти, DirectX-совместимая 3D–видеокарта с 32 мегабайтами памяти, 3 Гб дискового пространства
Рекомендуемые: процессор 2,5 ГГц, 1 Гб памяти, DirectX 9-совместимая 3D–видеокарта с 64 мегабайтами памяти
Тестовые: Athlon XP 1700+, 512 Мб, ATI Radeon 9600 Pro 128 Mb
Влад Вавилов