Главная
>
Статьи
>
Казаки 2: Наполеоновские войны

Казаки 2: Наполеоновские войны

26.04.2005
4
Разработчик: GSC
Издатель: 1C
Жанр: тактико-стратегическая игра


Казаки 2: Наполеоновские войны

И были они маленькие и спрайтовые

В свое время «Казаки» были той ракетой-носителем, которая вывела компанию GSC на геостационарную орбиту известности и популярности. Подумать только, первоначально они занимались переводом игр с английского и производством мультимедийных энциклопедий (у меня где-то в запасниках покоится компакт с GSC-шным логотипом, на котором записан десяток оцифрованных кассет отечественных сатириков) – а потом сделали настоящий шедевр, международный хит. Успеху способствовал удачный выбор тематики, прекрасное техническое исполнение (на карте могли находиться до восьми тысяч юнитов, грандиозное число для тогдашних стратегий), и невероятная работа художников, которым все приходилось рисовать вручную! Потому что, несмотря на пришедшую 3D-моду, полноценно реализовать задумку с огромными массами войск можно было только в двухмерье: с обсчетом и показом сражений тысяч фигурок не справился бы в 2001 году никакой компьютер и видеоакселератор.

А в 2005? Продолжение «Казаков» – не очередное дополнение, а полноценная игра – оглашает свои неприличные теххарактеристики с каким-то дерзким задором: до 64-х тысяч юнитов на карте, сражения в реальном историческом масштабе, более умный AI, новый 3D движок: вид в перспективе и честный обсчет баллистики!


Казаки 2: Наполеоновские войны

Первым делом впечатляет вопиющее время старта игры: 3-4 минуты, прежде чем мы сможем увидеть главное меню. Обратите внимание на системные требования. Поскольку, кроме трехмерного ландшафта, все остальные объекты по-прежнему являются рисованными, для производительности «Казаков» критичным является количество оперативной и скорость виртуальной памяти. Чем больше памяти в вашем компьютере, тем лучше; слишком много для «Казаков» ее не будет. (Как в анекдоте про народную ОС: «Сколько места занимает Windows? Сколько находит, столько и занимает».) Заодно неплохо было бы озаботиться и приобретением монитора поновее: 1024x768 – здесь самый неприличный размер, на котором даже играть-то неудобно – слишком крупно и нет стратегической перспективы.

Но вот игра запустилась, стартует сценарий… и каналы оптического восприятия стонут от переизбытка информации. Какая картинка, какая детализация – прорисовано все до мелочей! Текстуры ландшафта подозрительно правдоподобны, в тени массивных зданий копошатся крохотные фигурки людей; отряд муравьев в красных мундирах жизненно шагает по долинам и взгорьям: солдаты перестраиваются, перебегая с места на место, заряжают мушкеты руками (это видно!), выбиваются из строя из-за препятствий на дороге, дальние курганы укутывает белесый туман войны. Красоты отображаются быстро… пока не возникает потребность подгрузить новый участок карты.


Казаки 2: Наполеоновские войны

С одним этим графическим движком можно было бы добиться серьезного успеха, выпустив очередную стандартную RTS. Однако «Казаки» в разы сложнее большинства так называемых «стратегий». Здесь имеет значение не только размер армии, но и ее состав, построение отрядов, расположение на местности (дальность и эффективность стрельбы с возвышенности увеличивается, а в лесу улучшается параметр защиты). Появились такие понятия, как усталость (перемещение по пересеченной местности изматывает солдат, поэтому лучше передвигаться по дорогам) и боевой дух (напрямую зависит от ратных успехов).

Есть в «КII» и нешуточная экономика. Из шести присутствующих ресурсов только два – камни и дерево добываются крестьянами игрока. Еду, золото, уголь и железо доставляют обозами поселения. Любой из играющих может взять поселение под свой контроль, разгромив отряд ополченцев из этой местности. Воюющие стороны обязаны заботиться о своем экономическом благополучии, так как нехватка какого-либо ресурса запросто может спровоцировать события типа «Потому что в кузнице не было гвоздя». Однажды в режиме «Завоевание Европы» мы с моими доблестными войсками слишком осторожничали, предпочитая рукопашной схватке расстрел врага с верхушки горы. Не прошло и десяти минут, как в отрядах началась паника по поводу окончания запасов угля. Стрелять было попросту нельзя. А ведь стоило оперативно захватить хотя бы одну шахту с углем – и этого бы не случилось!

Впрочем, наверняка приключилось бы что-то другое: уже на нормальном уровне сложности AI (он же ИИ) показывает отличное мастерство ведения боя. Сложнее всего – правильно начать стычку. Если сталкиваются два отряда численностью в 120 человек, вовсе необязательно, что они повредят друг друга примерно поровну. Успех зависит от целого списка факторов: усталости, морали, правильного выбора места сражения, маневра, построения, времени оружейного залпа, того, успеют ли солдаты к рукопашной прикрепить на мушкеты штыки. А если вы маневрируете несколькими такими отрядами? Конницей? Пушками? Гренадерами?


Казаки 2: Наполеоновские войны

Привлекательной оберткой для сражений в реальном времени служат различные игровые режимы. Кампания вводит игрока в курс дела и вырабатывает основные навыки. Завоевание Европы можно проводить любой из шести наций, присутствующих в игре (Франция, Британия, Австрия, Россия и Египет). Здесь игрок на походовой стратегической карте, как в играх серии Total War, объявляет войну, заключает дипломатические соглашения, перемещает войска, то и дело отправляясь на поле RTS-боя без возможности сохранения и перезагрузки. Еще есть режим Сражения – аналог традиционной custom game с постройкой базы, добычей ресурсов, развитием ВПК и собственно переходом к военным действием. В Баталиях строить ничего не требуется; нужно победить врага, используя уже полученные войска. Из десяти карт для Баталий шесть созданы на основе исторических событий. В Завоевание, Баталии и Сражения можно играть как в Интернете, так и по локальной сети. Есть ощущение, что грядет новый стратегический канон для серьезных игровых соревнований.

И еще приятно, что на этот раз (в очередной раз) такой качественный продукт сделали наши (почти) соотечественники. Поклонники серьезных стратегий, которые и в реальном бою не растерялись бы, наверняка почувствуют себя в «Казаках II» как дома. Остальным для того, чтобы насладиться игрой, придется вспомнить известные всем и каждому слова дедушки Ленина. Нет, не про интеллигенцию и не про кино – насчет учебы.

Системные требования:
Минимальные: процессор 1,4 ГГц, 512 Мб памяти, DirectX 8.1-совместимая 3D–видеокарта с 64 мегабайтами памяти, 1,65 Гб дискового пространства
Рекомендуемые: процессор 2 ГГц, 768 Мб памяти, DirectX 8.1-совместимая 3D–видеокарта с 128 мегабайтами памяти
Идеальные: процессор 2,4 ГГц, 1 Гб памяти, DirectX 8.1-совместимая 3D–видеокарта с 128 мегабайтами памяти
Тестовые: Athlon XP 1700+, 512 Мб, ATI Radeon 9600 Pro 128 Mb

Влад Вавилов

Диски для обзора предоставлены медиамаркетом Клондайк пр. Мира, 86.

Рекомендуем почитать